Общеизвестно, что в настоящее время в Республике Башкортостан действуют два татарских профессиональных театра. Это Уфимский государственный татарский театр «Нур» и Татарский государственный театр драмы в г. Туймазы. Первым, еще в 1912 году возник театр «Нур» в г. Уфе, тогдашнем центре Уфимской губернии.
По рассказам старожилов, спектакли «Нур» тогда ставил в летнем театре городского парка. Изначально парк носил название парк Блохина, затем когда его в 1888 г. выкупил купец В. Видинеев, стала носить уже его имя. Ныне этот парк больше известен уфимцам как парк им С.Т. Аксакова или просто «Аксаковский парк»
Организатором «Нура» в период дореволюционного татарского культурного ренессанса, стала 19-летняя Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Являясь воспитанницей труппы «Сайяр», она была первой женщиной-артисткой не только на татарской сцене, но и первой актрисой среди всех мусульманских народов. Она была и режиссером, и первой профессиональной артисткой. С 1912 по 1918 годы молодая театральная труппа активно работает, гастролируя по всему Уралу и Поволжью, Средней Азии и Северному Кавказу, Крыму и Западной Сибири. Из-за сложной политической обстановки в годы Гражданской войны труппа уже не гастролировала в полном составе.
Здесь уместно напомнить, что Гражданская война прошлась несколько раз по территории Поволжья и г. Уфы в частности. Член труппы театра «Нур» Валиулла Муртазин-Иманский стал основателем Башкирского драмтеатра, созданную государством в г. Стерлитамак. Тем не менее, театр официально просуществовал вплоть до 1922 г., когда в период образования Большой Башкирии, т. е. после вхождения Уфимской губернии в состав Башкирской АССР, он окончательно прекратил свое существование. Часть актеров определили в состав Башкирского драмтеатра, переехавшего в том году из Стерлитамака в Уфу. Часть актеров уехала в Татарстан. Основательница театра Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская вначале поработав в труппе Башкирского драмтеатра, затем уехала из Уфы, поработала в Ижевске, а последние годы также провела в г. Казани.
После ликвидации театра «Нур» в республике долгое время отсутствовали татарские профессиональные театры. Это было одной из главных проблем в области этнокультурного развития татар республики. В советское время даже предпринимались попытки возродить татарский театр в г. Уфе. В частности Ахат Арсланов бывший руководителем Аургазинского татарского колхозно-совхозного (передвижного) театра после его закрытия в 1954 г. (театр перенесли в г. Салавата и сделали его башкирским) предпринимал усилия в этом направлении. Учитывая большую долю татарского населения в г. Уфе, он просил у властей хотя бы открытия татарского народного театра. Народный театр при ДК Орджоникидзе в конечном итоге был открыт, но только не татарский, а башкирский. Несогласный с такой ситуацией А. Арсланов отказался его возглавить. При поддержке известной актрисы Фариды Кудашевой он также пытался создать в это время татарскую редакцию на республиканской радиостанции, но эти запросы также остались без внимания властей.
Поэтому в резолюции учредительной конференции ТОЦ БАССР 14 января 1989 г. было отражено требование «…возродить в Уфе татарский драматический театр, который существовал с 1912 по 1922 год. Необходимо также открыть татарские театры в Туймазах, Нефтекамске и Дюртюлях». При этом в выступлениях и в резолюции специально подчеркивалось, что в Уфе еще в дореволюционное время уже существовал татарский профессиональный театр, т. е. отмечалась историческая преемственность этого общественного явления, а самое главное – обосновывались вполне оправданные притязания жителей Уфы, рассматриваемой (наряду с Казанью) как еще один центр татарской национальной культуры. Возрождение татарского театра именно в Уфе татарской общественностью города, в котором проживает более трехсот тысяч татароязычных горожан, представлялось активистам необходимым не только с прагматических соображений, но и являлось глубоко символичным с позиций восстановления исторической справедливости.
Татарское национальное движение постоянно муссировало вопрос о создании татарских театров. Поэтому в Башкирском обкоме КПСС 2 августа 1989 г. состоялось совещание с участием представителей татарской общественности республики и довольно «высоких» руководителей партийно-политического уровня. На этом заседании обсуждался вопрос об открытии в республике татарского театра. Со стороны татарских объединений участвовали: поэт, член правления ТОЦ Фарит Габдрахимов, председатель Татарского общественного центра (ТОЦ) Марат Рамазанов, ответственный секретарь ТОЦ Карим Яушев, председатель клуба любителей татарской культуры им. Г.Ибрагимова Нил Бадретдинов, член правления ТОЦ Роберт Хакимов, заместитель председателя ТОЦ, поэт и прозаик Айдар Халим. Со стороны партийного руководства приняли участие: инструктор ЦК КПСС Аркадий Солодовников (курировавший Татарскую и Башкирскую АССР), заведующий отделом культуры Башкирского обкома партии Талгат Сагитов, заведующий сектором межнациональных отношений и зарубежных связей Башкирского обкома КПСС Александр Аринин (позднее председатель движения «Русь», депутат Госдумы двух созывов). Представители властей в лице Солодовникова, Сагитова и Аринина настаивали на том, чтобы татарский государственный театр, открытие которого требовала татарская общественность республики, был построен в г. Туймазы. При этом они исходили из следующих соображений: 1) в Туймазах проживает 30 тыс. татар; 2) вокруг города расположено множество татарских районов; 3) вопрос с кадрами в этих условиях легче всего решить. Проблема жилья для сотрудников и здания театра также легко решаема. Представители татарских объединений, в свою очередь, настаивали на строительстве театра в столице республики – в г. Уфе. Их контраргументами послужили такие доводы, как: 1) в Уфе проживает 350-400 тыс. татар. Вокруг Уфы находятся 30 районов с компактным проживанием татарского населения; 2) в городе Туймазы, где никогда не было профессионального театра, не может быть и хороших кадров; 3) в Уфе около дюжины дворцов культуры стоят полупустыми. Плюс в городе миллионере проблему с жильем для работников театра решить также намного проще.
Таким образом, активисты татарских национальных объединений выступали за татарский театр в Уфе, считая, что это будет еще одним положительным фактором в деле этнического возрождения татар республики, так как роль Уфы как этнокультурного центра республики, несомненно, выше, чем любого другого города Башкортостана. В данном случае вопрос обстоял таким образом: татарский театр нужен республике, этого никто не оспаривал; весь вопрос состоял лишь в том, где его открыть. Причем речь в этом случае шла только об одном театре, несмотря на желание татарской общественности открыть в ряде городов республики несколько театров. То есть если театр открывался, как того хотели татарские объединения, все-таки в г. Уфе, то в этом случае вопрос о театре в городе Туймазы или в любом другом городе республики закрывался автоматически. При этом, несомненно, в интересах татар Башкортостана было наличие в республике не одного, а по возможности нескольких учреждений подобного рода. В итоге, Туймазинский государственный татарский театр был учрежден Постановлением № 78 Совета министров Башкирской АССР от 6 апреля 1990 г. Тем не менее, уже на следующий год, приказом того же Совмина Башкирской ССР № 205 от 29 августа 1991 г., в основном благодаря личной конструктивной позиции тогдашнего Председателя правительства республики Марата Миргазямова, было утверждено постановление об открытии в городе Уфа государственного татарского театр «Нур».
После официального приказа об открытии в Уфе татарского театра, остро встала проблема его размещения. Одним из наиболее вероятных решений было перепрофилирование строящегося большого кинотеатра, который предполагалось разместить на будущем проспекте, получившем впоследствии имя Салавата Юлаева. Активное участие в разработке будущего проекта принял участие и уфимский татарский культурный центр. Проектировщиком выступил институт «Башкиргражданпроект». В 1999 состоялся переезд в новое здание. Тем не менее, работа по возрождению татарского театра продолжалась еще несколько лет, так как, несмотря на переезд театра в новое здание, строительство еще не было завершено. Поэтому артисты были вынуждены долгие годы ставить спектакли на малой сцене здания театра. Необходимость завершения строительства театрального здания неоднократно и очень остро поднималась на первом и втором Съездах татар Башкортостана в 1997 году и в 2003 году. Наконец, в июле 2003 г., в основном под влиянием желания руководства республики получить дополнительные электоральные симпатии избирателей татар накануне предстоящих выборов Президента РБ, был опубликован Указ М.Г.Рахимова «О дополнительных мерах по удовлетворению национально-культурных потребностей татарского населения Башкортостана». Было обещано реализовать все пункты в течении полугода, однако Только через пять лет, к началу 2008 г. здание татарского театра наконец-то было полностью сдано в эксплуатацию. На этом долгая эпопея с возрождением татарского театра «Нур» завершилась.
Когда в 1989 г. начались переговоры между представителями татарского национального движения и официальными властями вопрос стоял об открытии только одного театра. Однако театр в итоге был открыт и в Туймазах, на чем изначально настаивали официальные власти, и в Уфе, чего усиленно добивались татарские организации. Таким образом, настойчивость и принципиальность сторон в данном случае сыграла свою положительную роль. Восстановление театра «Нур» стало большой победой всей татарской нации, так как этот театр был одним из родоначальников татарского профессионального театрального искусства. К тому же «Нур», наряду с группой «Сайяр» был в свое время первым театром среди всех тюркских народов России. Можно с уверенностью сказать, если бы не усилия татарских национальных объединений в данном вопросе, у татарского театра изначально было мало шансов на появление в столице республики.
Ильнар Гарифуллин