О Чуре Нарыкове и промосковской группировке мурз перед взятием Казани в 1552 году. Так...

Народный героический эпос составляет значительную часть истории, культурных традиций, менталитета народа, является важнейшей формой выражения этнополитического самосознания. Историческая разновидность дастана, т.е. героический эпос –...

Могла ли правительница Казани Сююмбика проклясть татарский народ и ханство? И за что?

Ханбика Сююмбика вошла в татарскую историю и память народа с трагической судьбой, причиной которой стало ее пленение и отправка в Москву.

Данные из могильников Северо-Запада Башкирии — только о предках татар, но никак не о...

Гораздо более выразительными доказательствами «этнических миграций» из территорий современного Татарстана и Башкортостана являются могильники. В Икско-Бельском междуречье XIII–XVI вв. их довольно много (не менее 15), причем значительное их количество содержит каменные надгробия с эпитафиями.

Каким образом русские власти Уфимского уезда пользовались памятью татар о тарханстве, подавляли бунты и...

После «казанского взятия» и кардинального изменения военно-политической ситуации в Волго-Уральском регионе часть военно-служилого сословия, принимавшего участие в сопротивлении, лишилось своего прежнего статуса

Почему Московское государство воспользовалось татарской знатью в лице тарханов, а не ликвидировало их?

В составе служилых людей Уфимского уезда в XVII в. фиксируются две социальные страты тюрко-татарского происхождения – служилые татары и тарханы.

Образ будущего у татар: Какие остались перспективы? И остались ли они вообще?

В силу ряда обстоятельств, татарскому обществу настало пора серьёзно задуматься о своём будущем – как о близком, так и более отдаленном. Первая попытка такого рода, связанная с подготовкой «Стратегии развития татарской нации», как известно, не увенчалась успехом.

Что говорит татарский дастан о золотоордынском правителе Булгарского юрта Туляке-Тулукбеке?

Разработка исследуемой нами темы позволяет заново поставить все ещё остающуюся в историографии Татарстана недостаточно разработанной крупную научную проблему – речь идет о выяснении роли кыпчаков, а точнее, кимако-кыпчаков, в становлении средневековой татарской этнической общности

Народную историческую память татар Сибири преследует психопатическая личность

С большим сожалением хотим сообщить, что на сегодня историческая память сибирских татар в большой опасности из-за излишне кипучей активности человека, чьё поведение сложно назвать нормальным.

С потерей государственности в Средние века у татар культура была в упадке. Всё ли...

00:00 — Приветственное и вводное слово о культуре татар в эпоху «Долгого века». 00:30 — Почему период со второй половины 16 по конец 17 века для культуры...

Что потеряли и что получили татары с момента вхождения татарских ханств в состав Московии?

Всемирноизвестный татарский историк Дамир Исхаков в очередной передачи анализирует ситуацию, в которой оказались татары после того, как пали все татарских ханства, а их территории...

Этничность на Северо-Западе Башкортостана преимущественно татарская

Всемирноизвестный татарский историк Дамир Исхаков рассказывает об этнополитической активности в Башкортостане в отношении татарской части населения республики. Под его внимание попадают как последние исторические...

Татарские легенды о столице улуса Агыйдель-Калатау, что в Башкортостане

По приглашению краеведов Башкортостана мы совершили поездку в окрестности реки Белая (Агыйдель) с группой ученых из Казани.

Новое на сайте

Российские власти включили издания «Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC)», «Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi)», «Idel.Реалии» в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.