С начала июня в местах проживания татар традиционно проводятся праздники Сабантуи. Однако этот традиционный татарский национальный праздник, уходящий корнями в глубокую древность не всегда был таким.
По словам ученых этнологов наиболее древние упоминания о сабантуе Наиболее раннее упоминание о Сабантуе относится к концу XIII в. (в эпиграфическом памятнике, датированном 1292 г., обнаруженном в селе Старые Салманы Алькеевского района РТ),
Под Сабантуем наши предки подразумевали не то же что и мы сегодня — праздник на один день после окончания весенне-полевых работ. Под сабантуем подразумевался целый комплекс праздников проводившихся от первых весенних дней. Это праздник ледохода на реках («боз төшү»), затем в период вспашки полей следовал праздник «воронья каша» («карга боткасы»), и наконец основной праздник проводился уже ближе к середине лета. Местами, особенно у татар-мишарей он назывался «Джиен», местами Сабантуй, но суть праздника была единой. На него съезжалось население окрестных сел и помимо отдыха увеселительных мероприятий, на таких всеобщих сборах решались местные вопросы требующие согласия и соучастия жителей нескольких населенных пунктов. Во многом поэтому он и носил такое «Джиен» («Җыен» что означает съезд).
У татар Сабантуй считался большим событием, поэтому к нему готовились заранее: выбирали площадь (майдан) для проведения спортивных состязаний, конных скачек и т. д.; юноши собирали подарки для награждения участников игр и поединков (Сорэн).
В день Сабантуя руководители праздника выносили в центр майдана собранные подарки, вкапывали шест, вокруг него рассаживались почетные гости, судьи и члены жюри. Празднично наряженные сельские жители прибывали на место проведения праздника семьями, группами; в гривы лошадей вплетались разноцветные ленты, дуги обертывались цветной тканью или расшитым полотенцем.
Праздник обычно начинался с конных скачек. Пока шли скачки, на майдане проводились состязания в беге.
Большое оживление на Сабантуе вызывала борьба на кушаках или на полотенцах – куряш. Батыры пользовались у населения большим почетом. Наряду с победителями скачек они награждались лучшими подарками (обычно дарили живого барана).
Привычные нам детские игры и развлечения : бег в мешках, бег попарно со связанными ногами, бег с ложкой во рту, на которую положено куриное яйцо, разбивание глиняного горшка вслепую (чүлмәк вату), бои мешками, набитыми сеном или соломой (сидя верхом на бревне), перетягивание каната и прочее появилось на Сабантуях со второй половины XIX в.
В конце XIX в. большое распространение получило соревнование по лазанию на гладко выструганный высокий столб, к вершине которого прикреплялись призы (иногда живой петух в клетке).
В день Сабантуя в каждом доме готовились традиционные праздничные кушанья. Неотъемлемым элементом Сабантуя были вечерние молодежные игры.