10 декабря по старому стилю или 22 декабря по новому исполняется 133 года со дня рождения основателя Башкирской республики Ахмет- Заки Валиди (1890–1970). Долгое время считалось, что он происходил из башкирского рода Кайлы (Суклы-Кайлы). Эта версия, впервые высказанная самим А-З. Валиди в своих «Воспоминаниях» стала официальной точкой зрения среди башкирских исследователей. А между тем все не так просто.

Сам ученый и политик в своих работах делил башкир на 4 группы. Первое- это горные башкиры. К ним он относил выходцев из таких племен как бурзян, усерган, тамьян. Ко второй группе — степных башкир он относил юрматы, кудей, гайна, ирэкте, еней, танып. 3. Третью группу он относил к пришлым тюркским еплеменам с востока от Урала — кыпсак, канлы, сувын, уран, кайлы, катай, баят, кераит, чураш, нугай, киргиз, меркит. Причем последнюю группу он делил на две части — те, которые жили непосредственно  рядом с башкирами, перешли на башкирский язык, те же, кто остался у западу от этих территорий, то есть в  под влиянием диалектов татарского языка. Как известно, эти три группы последние столетия служили в башкирских войсках. 4. Четвертая группа с Запада, со стороны Казани и Болгара, они поверженные русскими войсками беглые татары, мишаре и чуваши-мусульмане (по-другому тептяри или по-османски — „дэфтэре”, девтяре), которые перебрались в Башкортостан. Этих беглецов, пришедших с Запада из Казанского ханства, русские называли «башкиры-припущенники». Мой род „соклы-кайлар” принадлежал к третьей группе», — пишет он.

Итак он относил себя к группе племен, которая не была изначально башкирами. Далее  Ахмет-Заки Валиди, самыми древними своим предкам считал человека по имени Иштуган. Согласно данным, сохраненным в центральном историческом архиве Республики Башкортостан, его прапрапрадедушкой был Тайып Иштуган (1750-1837), а прапрабабушкой — Гуленден Муртазина. В башкирской историографии они названы «тептярами». Чтобы подвести ее к неким башкисрким предкам его родословную возвели к некоеме «башкиру» Ишмухамету. В качестве обоснования этого используются ссылки на башкирские шежере —  а это устные произведения  XIX – ХХ в., со множеством ошибок и недочетов, вызванных объективными причинами.

Тем не менее, установить реальную, а не вымышленную картину родовых связей и происхождения А-З. Валиди можно. Дело в том, что по деревне его предков Нижнее Арметьево Ногайской дороги Уфимского уезда сохранились данные начиная со второй государственной ревизии (1744 г.).

Так вот согласно этому источнику, предком А-З. Валиди был Иштуган Ишмекеев относившийся к ясачным татарам, а вот его сын Иштугана Таип Иштуганов (1750-1837) уже был записан в тептяр. Далее три сына  Таипа: Аюп, Халит и Валит также относились к тептярам. Тептярем же был записан и дед Заки Валиди Ахметжан Валитов (1829–1869) А вот непосредственно отец основателя Башкирской республики — Ахметша в метрической книги д.Кузяново фиксируется уже башкиром.

Данный момент связан с переименованием в 1855 г. Башкирско-мещерякского войска в «Башкирское». Поэтому начиная с десятой ревизии (1858 г.), большая часть тептярей стали записывать как башкир или «новобашкир». 

В свою очередь сам Заки Валиди также вначале числившийся по сословию как тептяр, и пытавшийся в Казани стать уже татарским общественным деятелем, после мусульманских съездов 1917 г. становится видным членом башкирского национального движения и окончательно становится уже представителем башкирского народа, хотя как мы видим изначально он имел имел татарские этнические корни.

Предыдущая статьяВ Тобольске прошли Валеевские чтения
Следующая статьяВ Москве прошел XIX Международный Мусульманский форум и XX Фаизхановские чтения
Гарифуллин Ильнар Зульфатович
Политический обозреватель, историк, политолог, кандидат исторических наук, специалист по вопросам государственной национальной политики и национальных движений. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя