10 декабря по старому стилю или 22 декабря по новому исполняется 133 года со дня рождения основателя Башкирской республики Ахмет- Заки Валиди (1890–1970). Долгое время считалось, что он происходил из башкирского рода Кайлы (Суклы-Кайлы). Эта версия, впервые высказанная самим А-З. Валиди в своих «Воспоминаниях» стала официальной точкой зрения среди башкирских исследователей. А между тем все не так просто.
Сам ученый и политик в своих работах делил башкир на 4 группы. Первое- это горные башкиры. К ним он относил выходцев из таких племен как бурзян, усерган, тамьян. Ко второй группе — степных башкир он относил юрматы, кудей, гайна, ирэкте, еней, танып. 3. Третью группу он относил к пришлым тюркским еплеменам с востока от Урала — кыпсак, канлы, сувын, уран, кайлы, катай, баят, кераит, чураш, нугай, киргиз, меркит. Причем последнюю группу он делил на две части — те, которые жили непосредственно рядом с башкирами, перешли на башкирский язык, те же, кто остался у западу от этих территорий, то есть в под влиянием диалектов татарского языка. Как известно, эти три группы последние столетия служили в башкирских войсках. 4. Четвертая группа с Запада, со стороны Казани и Болгара, они поверженные русскими войсками беглые татары, мишаре и чуваши-мусульмане (по-другому тептяри или по-османски — „дэфтэре”, девтяре), которые перебрались в Башкортостан. Этих беглецов, пришедших с Запада из Казанского ханства, русские называли «башкиры-припущенники». Мой род „соклы-кайлар” принадлежал к третьей группе», — пишет он.
Итак он относил себя к группе племен, которая не была изначально башкирами. Далее Ахмет-Заки Валиди, самыми древними своим предкам считал человека по имени Иштуган. Согласно данным, сохраненным в центральном историческом архиве Республики Башкортостан, его прапрапрадедушкой был Тайып Иштуган (1750-1837), а прапрабабушкой — Гуленден Муртазина. В башкирской историографии они названы «тептярами». Чтобы подвести ее к неким башкисрким предкам его родословную возвели к некоеме «башкиру» Ишмухамету. В качестве обоснования этого используются ссылки на башкирские шежере — а это устные произведения XIX – ХХ в., со множеством ошибок и недочетов, вызванных объективными причинами.
Тем не менее, установить реальную, а не вымышленную картину родовых связей и происхождения А-З. Валиди можно. Дело в том, что по деревне его предков Нижнее Арметьево Ногайской дороги Уфимского уезда сохранились данные начиная со второй государственной ревизии (1744 г.).
Так вот согласно этому источнику, предком А-З. Валиди был Иштуган Ишмекеев относившийся к ясачным татарам, а вот его сын Иштугана Таип Иштуганов (1750-1837) уже был записан в тептяр. Далее три сына Таипа: Аюп, Халит и Валит также относились к тептярам. Тептярем же был записан и дед Заки Валиди Ахметжан Валитов (1829–1869) А вот непосредственно отец основателя Башкирской республики — Ахметша в метрической книги д.Кузяново фиксируется уже башкиром.
Данный момент связан с переименованием в 1855 г. Башкирско-мещерякского войска в «Башкирское». Поэтому начиная с десятой ревизии (1858 г.), большая часть тептярей стали записывать как башкир или «новобашкир».
В свою очередь сам Заки Валиди также вначале числившийся по сословию как тептяр, и пытавшийся в Казани стать уже татарским общественным деятелем, после мусульманских съездов 1917 г. становится видным членом башкирского национального движения и окончательно становится уже представителем башкирского народа, хотя как мы видим изначально он имел имел татарские этнические корни.