Особое место среди российских педагогов занимает провинциальное учительство. Его отличает тесная связь с жизнью народа и его культурой. К таким относится замечательный педагог, Заслуженный учитель РФ, выпускник нашей школы, автор романов «Зори Иртыша» и «Любовь, объятая пламенем» Якуб Камалиевич Занкиев. Одна из улиц Тобольска (Прииртышский микрорайон) носит имя Якуба Занкиева. Оба его романа переведены на русский язык. Ежегодно проводятся вечера памяти, выставки, конкурсы исследовательских творческих работ и рисунков по произведениям автора, викторины, презентации, показ обрядов и традиций, экскурсии, посвященные творчеству писателя. В нашей школе работает музей реки Иртыш. Под стеклянной витриной экспонируются зубы и берцовая кость мамонта, найденные нашими учениками в 1972 году на берегу Иртыша близ деревни Епанчино, где жил и работал лауреат Государственной премии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан Я.К. Занкиев. В романе отражен богатый колорит нашей природы, исторические события далёкого прошлого, культура, обычаи и обряды сибирских татар. Вот как описываются эпизоды «падения метляка», «ледохода», «300 наложниц и Девичья гора».
- «Каждый год в середине лета в одну из прохладных ночей на Иртыше поднимается метляк. В это время кажется, что над Иртышом стоит синий туман. Метляк – насекомое, похожее на стрекозу. Крылья чёрные, сам он белый, поэтому назвали его ак корт (белый червяк), а русские метляком зовут. Ак корт живёт в иле на дне Иртыша, растет и откладывает яйца. Каждый год, когда подходит Петров день, множество бабочек на рассвете начинают порхать над водой. От взмахов их крыльев стоит сплошной гул. Как только начинает подниматься солнце, крылышки у этих бабочек становятся мягкими, и насекомые падают на воду, устилая собой всю реку. Жизнь их длится всего несколько часов, а потом волна прибивает насекомых к берегу. Рыбаки собирают их ведрами в берестяные сумки, дома сушат, кормят ими кур. На метляк хорошо ловится не только стерлядь» [Зори Иртыша. Ч.1. С. 31–32].
- «…В детстве Давлетша был худеньким, болезненным подростком. Как ни старалась мать, чем только его ни кормила – все без толку. Брала с собой на берег, читала молитвы и ставила сшитую своими руками куклу на готовую оторваться от кромки льдину. «Унеси болезни сына, мои страдания в далекие дали, пусть растают они вместе с этой льдиной» [Зори Иртыша. Ч. 2. С.116–117].
- 300 наложниц и Девичья гора. «…В древние времена, чтобы покончить с бунтами, хан собрал со своего ханства заложниц – 300 дочерей более влиятельных людей. Если кто из них решался восстать, его дочери отрубали голову. Неизвестно, сколько времени жили заложницы в неволе. Однажды в начале лета они подняли бунт, перебили охрану, вооружились и бежали по горным тропам через чащу тайги. Хан в погоню отправил небольшой отряд. Но отважные девушки дали ему должный отпор… Ханское войско не раз пыталось взять их штурмом, но не смогло. Под конец у заложниц иссякли запасы воды и пищи… По ночам из соседних деревень Эбаргуль и Наримановка пробирались лазутчики. Приносили девушкам стрелы, воду, еду. Девушки за долгое время обороны обессилили. И только тогда ханское войско смогло ворваться в крепость, но ни одна заложница не дрогнула. Погибли до единой в том неравном бою, но не сдались» [Зори Иртыша. Ч. 1. С.138–139].
Имя Якуба Занкиева известно во многих регионах России. Бескорыстная любовь к детям и вера в каждого из них, милосердие и умение воспринимать чужую боль, как свою, были качествами его личности. Вместе с 230-й бригадой он участвовал в освобождении Львова, в форсировании Вислы и Одера, проходил с боями через всю Германию, Польшу, Чехословакию. Войну закончил в Праге. В архиве школьного музея сохранился фильм с интервью писателя на татарском языке. В основе интервью лежит один из эпизодов при наступлении наших войск на Германию в конце войны. В одном из домов города Гросдорф наши солдаты были очевидцами страшной картины. Жёны немецких офицеров перерезали себе и своим детям вены, истекали кровью. Командир части, знавший немецкий язык, вступил с ними в разговор:
– Зачем вы это сделали?
– Мы, жёны эсэсовцев, не хотим в ссылку в Сибирь.
– Кто вас отправляет в Сибирь?
– По радио Геббельс сам сказал, кто сдастся русским, того ждёт смерть или ссылка в Сибирь.
– Знаете, у нас в Сибири живут нормальные люди. А такие, как вы – убийцы своих детей и самоубийцы нам не нужны.
Наши санитары и врачи насильно, несмотря на яростные сопротивления, увели их в санчасть и спасли.
И вот через 43 года пришло письмо от Евы Клаус, которую спас один из наших солдат, отдав ей свою первую группу крови. Она сообщает, что работает учителем, приглашает к себе в гости и восхищается сибиряками. Этот реальный рассказ «Кровные родственники» Я.К. Занкиев включил в свой детский сборник рассказов «Остроушко».
При проведении обзорной экскурсии по этнокультурному центру школы проходим через лабораторию обрядов и праздников, где под стеклянной витриной сделаны композиции из романа «Зори Иртыша»: «Аулак өй» («Вечерние посиделки»), «Сабантуй», «Исем кушу» («Имянаречение»), «Әмәл» (у мусульман начало нового года), «Подготовка к празднику Рамазан».
В настоящее время разработана экскурсия «Уникальные памятники зодчества, касающиеся тобольских татар». По маршруту включен дом, где жил писатель, здание татарского центра, где гости могут посетить музей Якуба Занкиева.
Память о земляке хранят во многих семьях и музеях Тобольска и Тобольского района. Материалы и фотодокументы с особым тщанием берегутся в музеях школ. Несомненно, что вся его жизнь послужит примером для подражания последующим поколениям.
На фотографии: Я.К. Занкиев (стоит в белой рубашке) – выпускник Тобольской татарской школы ШКМ им.Н.К. Крупской.1933 г. Фотография автора
№ 1, 2021