Деревне Саескан 300-350 лет. Первыми поселенцами считаются татары, прибывшие из-под Казани. Это два родных брата: дед Бердикай и дед Агафон. Первый основал деревню Бердикаево, а второй — д. Тау авыл (Агафонково). Они владели всеми окрестными зем¬лями, но позднее часть земель была продана русским.
Население деревни называет себя татарами, а при выезде в дру¬гие районы — уральскими татарами. Себя и жителей д. Агафонково, Лямпа, Карчи, Тайна и Юлтаево по языку и быту отличают от берлинских. Районы за г.Красноуфимском называют «Офэр як», к западу — «Барда як», а свои места «Кунгур як» (окрестности называют «Чурә як»).
Самыми старинными в деревне считаются три рода: Аит патакасы. Давит патакасы, Мелек патакасы («патака» — общее название всех семей рода). Отдельные семьи обозначают термином «зат», а родственные семьи — «жыен”, «табын» (термин «аймак» применяется для обозначения собрания большого числа людей). В деревне есть еще четвертый род — Гайби патакасы, но он позднего происхождения и в число трех основных родов не входит. Такое же обозначение родов, родственных семей практикуется и в д. Агафонково. По обычаю родственные семьи хоронят покойников на кладбище на своем определенном месте (жыен белән куму).
В окрестных деревнях (Оттуз, Чистяково, Теш Баш, Солянка) татары смешались с марийцами. Так же и в д. Агафонково (там, например, основателем рода «кэбэч насел» считается мариец). Такое смешение объясняется тем, что в прошлом в этих краях население было малочисленным, поэтому татары и марийцы селились в одних деревнях и смешивались между собой. (Информаторы: Хайруллин Гайнулла /1909г./ Бадамшин Муллаян /1911 г./, Бархутдинов Салим /1903 г./).
Источник: Материалы по истории деревень пермских татар (по полевым данным, собранным Ю.Г. Мухаметшиным) из книги «Пермские татары”. Академия наук СССР, Казанский филиал. Казань, 1983.163 с.