В конце февраля 1918 года в качестве противодействия планам татарского национального движения провозгласить Штат Идель-Урал была создана Казанская Советская республика. Инициаторами провозглашения этой республики стали большевики Карл Грасис и Яков Шейнкман.
Предыстория этих событий такова. 8 января 1918 года в Казани открылся II Всероссийский мусульманский военный съезд, он завершил свою работу 3 марта. В нем участвовало 203 делегата: 97 так называемых «национальных» социалистов, 24 эсера, 22 большевика, 13 левых эсеров, 8 независимых социалистов, 1 анархист, 38 беспартийных. Этнический состав: 141 делегат — татары, 35 — башкиры, несколько марийских и мордовских представителей. Также были представители Украинской Центральной Рады, литовского, польского и белорусского национальных движений. Съезд проходил в нынешнем здании Казанского Дома офицеров.
На повестке съезда стояли два основных вопроса — создание Штата Идель-Урал (Идель-Уральская республика) и формирование национальных войск.
Главными противниками создания Штата Идель-Урал были лидеры казанского ревкома Карл Грасис и Яков Шейнкман (оба, кстати говоря, никакого отношения к Казани и Поволжью вообще не имели и были, выражаясь современным языком, «варягами»). Особенно упорствовал Карл Грасис, который не чурался распространять слухи среди русского населения города о том, что якобы «татары хотят возродить Казанское ханство и выгнать всех нетатар с этой территории». Забегая вперед, скажем, что этот деятель агитировал не только против Штата Идель-Урал, но и против советского проекта Татаро-Башкирской республики. Такой подход Карла Грасиса был продиктован его шовинистическими взглядами и отрицанием прав народов на самоопределение. Его имя и татарофобская деятельность на политическом поприще во время внутрипартийных дискуссий в РКП(б) приводились в качестве примера проявлений великорусского шовинизма, всячески препятствующего реализации прав татарской нации на свое самоопределение.
В противовес Хәрби Шуро и планам строительства Штата Идель-Урал в январе 1918-го Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в свою очередь, созвал Съезд Советов Поволжья и Приуралья, где и выдвинул альтернативу в виде Казанской Советской Рабоче-Крестьянской Республики. Это был проект безнациональной республики, провозглашенной на территории Казанской губернии. В этом и заключался план Карла Грасиса — недопустить провозглашения Штата Идель-Урал, а затем и Татаро-Башкирской республики. И когда внутрипартийные дискуссии по национальному вопросу не увенчались для них успехом, они решили перехватить инициативу и, что называется, первыми «занять» территорию, не дожидаясь поддержки местных Советов или Советского правительства в Москве.
Возглавил правительство Казанской республики — Совет Народных Комиссаров — Яков Шейнкман. Он же стал и наркомом продовольствия.
Наркомом внутренних дел стал Василий Мохов, земледелия — К.М. Шнуровский, путей сообщения — И.О. Аносов, торговли и промышленности — Александр Карпов, финансов — В.Н. Скачков, труда — Самуил Брауде, по делам национальностей — Сахиб Саид-Галиев. Последний оказался единственным «татарским» представителем в этом правительстве.
Накал этого противостояния очень хорошо показывает один характерный эпизод. В дни II Мусульмансокго военного Съезда по просьбе Хәрби Шуро Советское правительство направило Финляндский мусульманский полк (3 тыс. солдат) в Казань. Хәрби Шуро хотело таким образом сконцентрировать татарские национальные части в ключевых городах Поволжья и Приуралья. Карл Грасис путем тайных провокаций попытался переиграть ситуацию и отправил секретную телеграмму Николаю Подвойскому (Нарком по военным делам СНК) с просьбой задержать прибытие этого полка в Казань. Телеграмма была перехвачена Хәрби Шуро и оглашена на съезде. Сторонникам советской власти на Хәрби Шуро всё же удалось добиться прибытия 23 февраля Финляндского полка в Казань.
Казанская республика была ликвидирована 16 мая 1918 года решением исполкома Казанского губернского Совета с формулировкой «ни один орган Советской власти таковой республики не провозглашал». Данное образование было целиком и полностью детищем Карла Грасиса. И учитывая то, что он проиграл в борьбе с татарскими левыми (большевиками и левыми эсерами), которые сумели-таки «пробить» проект Татаро-Башкирской республики, уже одобренной Советским правительством, планы Карла Грасиса по созданию безнациональной республики не увенчались успехом. Фактически Казанская республика существовала параллельно со Штатом Идель-Урал, провозглашенным 1 марта 1918 года (правда, в усеченном варианте в формате «Забулачной республики»).
Карл Грасис и его группа плела интриги против Штата Идель-Урал на том основании, что это не советский, а «буржуазный» проект. А с провозглашением уже Татаро-Башкирской республики этот «аргумент» отпал сам собой. И оглашение Декрета о создании Татаро-Башкирской республики фактически ликвидировало проект Казанской республики. Именно в борьбе с проектом Казанской республики, в необходимости перехвата инициативы у шовинистически настроенных казанских большевиков и стоит искать причины, по которым татарские большевики приняли участие в разгоне «Забулачной республики» в марте 1918-го.
Казанская Советская Рабоче-Крестьянская республика попала на карту, составленную по заказу президента США Вудро Вильсона в 1918 году. Здесь она фигурирует наряду с получившими независимость Финляндией, Украиной и прибалтийскими республиками. Факт интересный, особенно учитывая, что карта Казанской республики не встречается в отечественной литературе. Этим она и ценна. Но всё же на данной карте не совсем точно указана дата провозглашения Казанской республики. За эту дату почему-то взят апрель 1918 года, хотя достоверно известно, что это произошло двумя месяцами ранее — в феврале 1918-го. Однако ж это неудивительно: в те времена информация не передавалась столь оперативно как сейчас. А в условиях постоянных политических пертурбаций и начавшейся в 1918 году Гражданской войны это и вовсе стало чрезвычайно сложным.