В конце февраля 1918 года в качестве противодействия планам татарского национального движения провозгласить Штат Идель-Урал была создана Казанская Советская республика. Инициаторами провозглашения этой республики стали большевики Карл Грасис и Яков Шейнкман.

Карл Грасис

Предыстория этих событий такова. 8 января 1918 года в Казани открылся II Всероссийский мусульманский военный съезд, он завершил свою работу 3 марта. В нем участвовало 203 делегата: 97 так называемых «национальных» социалистов, 24 эсера, 22 большевика, 13 левых эсеров, 8 независимых социалистов, 1 анархист, 38 беспартийных. Этнический состав: 141 делегат — татары, 35 — башкиры, несколько марийских и мордовских представителей. Также были представители Украинской Центральной Рады, литовского, польского и белорусского национальных движений. Съезд проходил в нынешнем здании Казанского Дома офицеров.

На повестке съезда стояли два основных вопроса — создание Штата Идель-Урал (Идель-Уральская республика) и формирование национальных войск.

Главными противниками создания Штата Идель-Урал были лидеры казанского ревкома Карл Грасис и Яков Шейнкман (оба, кстати говоря, никакого отношения к Казани и Поволжью вообще не имели и были, выражаясь современным языком, «варягами»). Особенно упорствовал Карл Грасис, который не чурался распространять слухи среди русского населения города о том, что якобы «татары хотят возродить Казанское ханство и выгнать всех нетатар с этой территории». Забегая вперед, скажем, что этот деятель агитировал не только против Штата Идель-Урал, но и против советского проекта Татаро-Башкирской республики. Такой подход Карла Грасиса был продиктован его шовинистическими взглядами и отрицанием прав народов на самоопределение. Его имя и татарофобская деятельность на политическом поприще во время внутрипартийных дискуссий в РКП(б) приводились в качестве примера проявлений великорусского шовинизма, всячески препятствующего реализации прав татарской нации на свое самоопределение.

В противовес Хәрби Шуро и планам строительства Штата Идель-Урал в январе 1918-го Казанский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в свою очередь, созвал Съезд Советов Поволжья и Приуралья, где и выдвинул альтернативу в виде Казанской Советской Рабоче-Крестьянской Республики. Это был проект безнациональной республики, провозглашенной на территории Казанской губернии. В этом и заключался план Карла Грасиса — недопустить провозглашения Штата Идель-Урал, а затем и Татаро-Башкирской республики. И когда внутрипартийные дискуссии по национальному вопросу не увенчались для них успехом, они решили перехватить инициативу и, что называется, первыми «занять» территорию, не дожидаясь поддержки местных Советов или Советского правительства в Москве.

Возглавил правительство Казанской республики — Совет Народных Комиссаров — Яков Шейнкман. Он же стал и наркомом продовольствия.

Яков Шейнкман

Наркомом внутренних дел стал Василий Мохов, земледелия — К.М. Шнуровский, путей сообщения — И.О. Аносов, торговли и промышленности — Александр Карпов, финансов — В.Н. Скачков, труда — Самуил Брауде, по делам национальностей — Сахиб Саид-Галиев. Последний оказался единственным «татарским» представителем в этом правительстве.

Накал этого противостояния очень хорошо показывает один характерный эпизод. В дни II Мусульмансокго военного Съезда по просьбе Хәрби Шуро Советское правительство направило Финляндский мусульманский полк (3 тыс. солдат) в Казань. Хәрби Шуро хотело таким образом сконцентрировать татарские национальные части в ключевых городах Поволжья и Приуралья. Карл Грасис путем тайных провокаций попытался переиграть ситуацию и отправил секретную телеграмму Николаю Подвойскому (Нарком по военным делам СНК) с просьбой задержать прибытие этого полка в Казань. Телеграмма была перехвачена Хәрби Шуро и оглашена на съезде. Сторонникам советской власти на Хәрби Шуро всё же удалось добиться прибытия 23 февраля Финляндского полка в Казань.

Казанская республика была ликвидирована 16 мая 1918 года решением исполкома Казанского губернского Совета с формулировкой «ни один орган Советской власти таковой республики не провозглашал». Данное образование было целиком и полностью детищем Карла Грасиса. И учитывая то, что он проиграл в борьбе с татарскими левыми (большевиками и левыми эсерами), которые сумели-таки «пробить» проект Татаро-Башкирской республики, уже одобренной Советским правительством, планы Карла Грасиса по созданию безнациональной республики не увенчались успехом. Фактически Казанская республика существовала параллельно со Штатом Идель-Урал, провозглашенным 1 марта 1918 года (правда, в усеченном варианте в формате «Забулачной республики»).

Карл Грасис и его группа плела интриги против Штата Идель-Урал на том основании, что это не советский, а «буржуазный» проект. А с провозглашением уже Татаро-Башкирской республики этот «аргумент» отпал сам собой. И оглашение Декрета о создании Татаро-Башкирской республики фактически ликвидировало проект Казанской республики. Именно в борьбе с проектом Казанской республики, в необходимости перехвата инициативы у шовинистически настроенных казанских большевиков и стоит искать причины, по которым татарские большевики приняли участие в разгоне «Забулачной республики» в марте 1918-го.

Карта, составленная по заказу президента США Вудро Вильсона в 1918 году

Казанская Советская Рабоче-Крестьянская республика попала на карту, составленную по заказу президента США Вудро Вильсона в 1918 году. Здесь она фигурирует наряду с получившими независимость Финляндией, Украиной и прибалтийскими республиками. Факт интересный, особенно учитывая, что карта Казанской республики не встречается в отечественной литературе. Этим она и ценна. Но всё же на данной карте не совсем точно указана дата провозглашения Казанской республики. За эту дату почему-то взят апрель 1918 года, хотя достоверно известно, что это произошло двумя месяцами ранее — в феврале 1918-го. Однако ж это неудивительно: в те времена информация не передавалась столь оперативно как сейчас. А в условиях постоянных политических пертурбаций и начавшейся в 1918 году Гражданской войны это и вовсе стало чрезвычайно сложным.

idelreal.org

Предыдущая статьяКомментарии вокруг интервью Салавата Хамидуллина
Следующая статья«Принципы федерализма должны быть противопоставлены идеям неомонархизма»
Гарифуллин Ильнар Зульфатович
Политический обозреватель, историк, политолог, кандидат исторических наук, специалист по вопросам государственной национальной политики и национальных движений. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя