В связи с необходимостью развития татарского краеведческого движения в огромном Сибирском регионе, редакция журнала «Туган җир. Родной край», решила побеседовать с кандидатом исторических наук, этнологом и известным общественным деятелем, главой формирующегося татарского краеведческого общества Тюменской области Зайтуной Тычинских.

– Зайтуна Аптрашитовна, как происходило становление татарского краеведения в Тюменской области?

– Краеведение всегда являлось одним из важных направлений в изучении национальной истории. Благодаря активной подвижнической деятельности краеведов были собраны и сохранены реликты прошлого, описаны многие страницы истории края, татарских сел, созданы музейные экспозиции в сельских школах и домах культуры. Особенность краеведения заключается в том, что его движущей силой являются энтузиасты, неравнодушные к истории родного села, города, края.

Но вначале немного истории.

Можно сказать, что татарское краеведение в Сибири берет свое начало во второй половине XIX в. и тесным образом связано с музейным движением, подъем которого в регионе приходится именно на этот период. При этом тогда татарским краеведением занимались далеко не всегда татары. Интерес к истории народов, населяющих край, к памятникам старины, связанным с историей татар, Сибирского ханства, являлся движущей силой многих подвижников – сотрудников Тобольского губернского музея. Один из создателей музея, секретарь губернского статкомитета Иван Николаевич Юшков, написал один из самых первых очерков о сибирских татарах, опубликованный в «Тобольских губернских ведомостях» в 1861 г., где он подробно описывает традиционную культуру и быт татарского населения в Тобольской губернии. По существу, это была первая краеведческая работа по сибирским татарам. В этот же период, во второй половине XIX в., тобольский краевед, художник М.С. Знаменский проводил любительские археологические раскопки на Искере и на Чувашском мысе. Им были написаны книги «Чувашский мыс» и «Исторические окрестности города Тобольска». В конце XIX – начале ХХ вв. большой интерес к татарским древностям был проявлен консерватором Тобольского музея Василием Николаевичем Пигнатти, который проводил раскопки на «Кучумовом городище» – Искере, древней столице Сибирского ханства. В течение многих лет В.Н. Пигнатти собирал среди татарского населения губернии предметы старины, хранящиеся сегодня в Тобольском музее-заповеднике.

В последующие годы, в т. ч. и в советский период, Тобольский музей оставался одним из центров краеведческого движения в крае.

Всплеск татарского краеведческого движения приходится на последние десятилетия ХХ и начало XXI вв. Он во многом был связан с подъемом национальных движений в стране и усилением интереса к истории народов. В это время происходило активное изучение национальной истории как профессиональными историками, так и краеведами. В те годы было написано много книг об истории родных сел. Так, к примеру, работы Р. Магжанова о деревне Кулики, И. Исхакова о д. Тоболтуры, Р. Ишимовой, Г. Губайдуллиной об истории с. Ембаево, З. Низамова о деревне Казанка и многие другие. Из недавно вышедших краеведческих работ назовем книги Ф. Маргановой о родной д. Кулары, Ф. Шамурадова о деревнях Бегитино и Индери, Р. Бакиевой о д. Комарово.

Большой пласт исследования истории деревень поднимается и на традиционных научно-практических конференциях «Сулеймановские чтения», «Занкиевские чтения», «Историческая судьба Искера» и др.

В 2015 г. в Казани вышло специальное краеведческое пособие «История и культура сибирских татар» (гл. редактор Д.М. Исхаков), которое стало важным вкладом в изучение истории края и сибирских татар.

– Таким образом, история татарских деревень в Тюменской области активно изучается?

– Конечно. Ведь изучение истории татарских сел всегда являлось важнейшим направлением краеведческих исследований. Как видим, в последние годы силами энтузиастов, жителей сел, было подготовлено значительное число краеведческих трудов по истории татарских деревень. В течение многих лет краеведы собирают легенды и предания, иную информацию об истории возникновения села, об известных уроженцах, родословные и т.д.

Многие татарские деревни в Сибири, возникнув задолго до прихода русских в Сибирь, имеют многовековую историю. Не случайно поэтому на территории Сибири сохранилось много тюркских, татарских топонимов. Однако информации о самой ранней их истории очень мало. Так, к примеру, обстоит дело с уже исчезнувшей сегодня д. Саусканы, рядом с которой находится Ханское кладбище. История этого села уходит в глубокую древность, Саусканы не раз упоминаются в Сибирских летописях, и, можно предположить, что поселение играло очень важную роль во взаимодействиях Сибирского ханства и Средней Азии. Однако источников по этому периоду недостаточно. Конечно, здесь нужна помощь археологов и историков-профессионалов, занимающихся средневековым периодом.

Или другое поселение, расположенное неподалеку на берегу р. Иртыш – юрты Араповские. По-прежнему остается загадкой происхождение данного топонима. Другое название этого поселения – Хан-аул. В исторической памяти жителей села сохранились сведения о древнем происхождении поселения, возможно, относящегося ко времени правления хана Кучума. Об этом, как считают они, говорит и название – Хан аул, т. е. Ханское село. И таких вопросов, требующих ответа, остается немало. Поэтому необходимо пристальное изучение и историками, и лингвистами историй сел, происхождения топонимов с обязательным привлечением сведений местных краеведов, в которых сохранился огромный пласт «запрятанной» истории.

В ХХ в., да и сегодня, исчезло и продолжает исчезать большое число старинных татарских сел. Причины разные – отсутствие дорог, укрупнение, оптимизация, урбанизация и т.д. В последние годы силами краеведов, уроженцев этих сел, на месте исчезнувших поселений ставятся памятные знаки, чтобы увековечить память о родном селе. Такие памятные знаки возникли на месте сел Кызылбаево, Комарово Тобольского района и ряда других. В Ялуторовском районе большую работу в этом направлении проводит Г. Газизова. В 2008 г. она восстановила историю д. Корсаки и по ее инициативе на средства, собранные от бывших жителей д. Корсак и жителей с. Сингуль, была установлена стела «Стояла здесь моя деревня, колыбель моя Корсаки – Тэрсэк». В сентябре 2016 г. стараниями Гульсины апы и ее односельчан была установлена стела на месте деревни Муслим, находившейся в 5 км от д. Сингуль. Как говорит Г.А. Газизова: «Рада, что в жизни установила 3 стелы на радость жителям и себе, что причастна немного к истории этих деревень». И таких подвижников, как Гульсина апа, немало. Это и есть настоящие краеведы.

– Как изучается история татарских слобод?

– К сожалению, история татарских слобод пока освещена слабо. Следует отметить, что несмотря на определенную дискуссионность вопроса о существовании и характере городской культуры у татарского населения Сибири до присоединения к Московскому государству, наличие в средневековье городов в Сибирском ханстве является признанным фактом. Кроме множества «городков» Сибирского ханства, упоминаемых в Сибирских летописях, были и столичные центры – Сибирь (Искер), Чимги-Тура, Тон-Тура. После прихода в Сибирь русских прежнее население татарских городов расселилось по селениям и лишь небольшая часть татар-горожан в дальнейшем вошла в состав населения уже русских сибирских городов, образовав в них татарские слободы. Такие слободы были в Тобольске, Томске, Тюмени, Таре.  В них проживали, прежде всего, служилые татары, а также те, кто занимался торговлей.

В то же время, изучение истории городской татарской культуры, известных личностей из среды татар-горожан, архитектурного облика слобод является важной и перспективной темой. Так, занимаясь изучением татарской слободы г. Тобольска, было выявлено, что она находилась до второй половины XVIII в. в центральной, самой удобной части города, стало быть, татары жили в городе с самого основания Тобольска; было выяснено, при каких обстоятельствах слобода поменяла место расположения… И изучение этих исторических обстоятельств помогает раскрыть многие аспекты межконфессиональной ситуации этого периода, выяснить отношение к татарам местной и верховной власти и т.д.

– Какие, на Ваш взгляд, наиболее значимые татарские памятники в Тюменской области?

– Прежде всего, это, конечно, Искер и Чимги-тура – древние столицы татарских государств Сибири. Но именно с этими наиболее важными памятниками связан вопрос об их сохранности, который очень не прост в сегодняшних условиях.

Тема сохранения Искера (Сибири) является актуальной на протяжении многих лет. Хотелось бы по данному вопросу привести следующий пример. Еще в конце XIX в. тобольский протоирей М. Боголепов говорил о необходимости принять меры к охране исчезающего в водах Иртыша памятника Сибири – места стольного города Искера и укрепить осыпающийся берег. А в начале ХХ в. В.Н. Пигнатти, напомнив об этом предложении – «Мысль эта была встречена собравшимися, местными властями и членами Тобольского Губернского статистического комитета горячо: предположено было принять некоторые меры к сохранению Искера…» – отметил: «пожелание осталось лишь пожеланием…»

С этого времени прошло еще столетие… Но, несмотря на такие благие пожелания и то, что вопрос о необходимости спасения Искера и берегоукрепления поднимался общественностью много раз, городище по-прежнему стремительно исчезает…

Татарская общественная организация «Наследие» по Тюменской области, стремясь сохранить память о столице Сибирского ханства, реализует проект по созданию историко-мемориального комплекса «Искер», проводит фестиваль историко-культурного наследия «Искер-джиен» и научную конференцию «Историческая судьба Искера». В настоящее время, благодаря усилиям председателя Совета РТОО «Наследие» Л.А. Шамсутдиновой и мецената и инвестора проекта Д. Ибрагимова, возведены стены и минареты Искерской мечети. Но вопрос о берегоукреплении для сохранения остатков исторического Искера по-прежнему стоит остро.

Еще один важный и значимый памятник средневековой татарской истории в Сибири – Чимги-тура – столица Тюменского ханства. Расположенный в самом центре современной Тюмени, памятник в силу различных факторов также практически утрачен. Археологические исследования, проведенные на этом памятнике, позволили обнаружить там мощный культурный слой. По мнению д.и.н. профессора Н.П. Матвеевой, он относится, как минимум, к XIII в. и является одним из древнейших тюркских памятников на территории региона.

Как видим, по-прежнему важной задачей татарского краеведения является системное и комплексное изучение археологического наследия сибирских татар, одного из коренных народов Тюменской области, создателей Тюменского и Сибирского ханств, сохранение и музеефикация этих объектов. Нужно в целом создать реестр тюркских памятников региона. В Тюменской области, в Тобольском, Вагайском, Ярковском районах находятся десятки культовых и мемориальных памятников исламской культуры: деревянные и каменные мечети, мавзолеи исламских миссионеров – астана.

Какие еще направления работы краеведческого движения в Тюменской области являются наиболее актуальными, на Ваш взгляд?

– Прежде всего, это музейное направление. Дело в том, что сибирские татары, являющиеся коренным населением юга Тюменской области, плохо представлены в музеях области. Сегодня в регионе существует множество музеев этнографического профиля в городах и поселках ХМАО, ЯНАО, «специализирующихся» на показе определенного народа, или территориальной группы, локализованной в данном районе, в т.ч. созданы такие крупные, значимые государственные музеи, как Музей Природы и Человека в г. Ханты-Мансийске, посвященный культуре обско-угорских народов ханты и манси, Музейно-выставочный комплекс им. И. Шемановского в г. Салехарде, освещающий историю и этнографию ненцев. Однако по настоящее время в регионе не создано ни одного музея, освещающего традиционную культуру и богатейшую историю достаточно многочисленных сибирских татар, проживающих на данной территории в течение многих веков, имевших свои государства. На протяжении многих лет татарская общественность обращается с просьбами о необходимости создания полноценных государственных музеев в древних центрах сибирских татар – городах Тобольске и Тюмени, но в ответ пока власти ограничиваются формированием лишь временных выставок.

Поэтому создание музейного пространства на территории региона, освещающего историю и культуру сибирских татар, является актуальной задачей краеведов Тюменской области. На сегодняшний день разработана концепция музейно-просветительских центров историко-культурного наследия «Чимги-тура – врата Сибири» (Тюмень), «Древняя столица Сибири Искер» (Искер) и Музея истории и традиционной культуры сибирских татар (Тобольск), на общественных началах ведется работа по подготовке зданий для этих проектов.

Правда, в с. Ембаево близ г. Тюмени существует музей, созданный энтузиастами на базе мечетей и медресе XIX в., в котором собраны этнографические коллекции по сибирским татарам и бухарцам. В настоящее время данному музею необходимо придание статуса государственного историко-архитектурного музея-заповедника сибирских татар.

Без создания музеев невозможно развитие туристической индустрии, важной составляющей современной жизни. Историко-культурное наследие сибирских татар может значительно дополнить и обогатить программы развития туризма в регионе.

На фотографии: Юрты Медянские Бухарской волости Тобольского уезда. XIX в.

№ 1, 2021

 

Предыдущая статья«Мы не согласны с тем, что башкир делят на два сорта»
Следующая статья«Сулеймановские чтения» — значимое событие в культурной и общественной жизни Тюменской области
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя