Обозреватель  Ильнар Гарифуллин рассуждает о двух статьях заместителя премьер-министра правительства Башкортостана Азата Бадранова.

С личной позиции — это попытка приподняться с положения рядового серого чиновника хабировской администрации

Вице-премьер по межнациональным вопросом Азат Бадранов опубликовал большую статью в главном официозном издании республики — агентстве «Башинформ». Я удивлён тому, что практически ни одно СМИ не обратило внимания на эту идеологическую работу. Свои комментарии дал, пожалуй, лишь один Telegram-канал башкирского национального движения, который «любит» новоявленного вице-премьера. Тем не менее, сам Бадранов, видимо, не выдержав такого «игнора» собственной персоны, решил, использовав последний аргумент, прибегнуть к помощи радиостанции «Эхо Москвы» в Уфе», попытавшись таким образом привлечь внимание к своему творению хотя бы у думающей части аудитории.

Удивительное дело, когда хабировские чиновники раз за разом сами напрямую, либо через подконтрольные организации (например, Курултай башкир) пытаются «прижать» «Эхо Москвы» в Уфе», строча один иск за другим, но чуть что сразу же бегут к использованию его площадки для общения с обществом. То ли лицемерие, то ли наглость…

Бадранов является самым настоящим башкирским националистом

Однако статья Бадранова весьма интересна по двум причинам. Во-первых, в наше время победившего «технократизма» подобные разглагольствования чиновников — большая редкость. Во-вторых, очень важно, как вице-премьер по межнациональным вопросам видит этот самый вопрос в Башкортостане, республике действительно многонациональной, основной костяк которой составляют три этноса: татары, русские и башкиры.

ДЛЯ ЧЕГО?

Для чего это Бадранову? Без ответа на этот вопрос мы не поймем внутренних мотивов этого самого, пожалуй, малоизвестного широкой публике башкирского чиновника, преданного Радию Хабирову вот уже долгие годы. С личной позиции — это попытка приподняться с положения рядового серого чиновника хабировской администрации. Так сказать, попытка обрести свое собственное лицо. Таким образом он хочет показать, что у него есть некие собственные мировоззренческие и идеологические установки, и он — не просто очередной винтик хабировской админитрации.

Если говорить шире, то Азат Бадранов — представитель группы так называемых башкирских традиционалистов

С другой стороны, это обращение к башкирской интеллигенции, башкирским активистам (которые безусловно с воодушевлением встретили возвращение в РБ Радия Хабирова). Это попытка объяснить им логику своей тактики, логику хабировской администрации с точки зрения интересов башкирского народа. Несмотря на то, что Азат Бадранов официально числится заместителем премьер-министра правительства РБ, в реальности он — вице-премьер именно по делам башкир, поставленный решить вопрос с «умиротворением» башкирской интеллигенции.

НАЦИОНАЛИСТЫ И ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ. ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?

Самый главный смысл, который в статье Бадранова увидели сами башкирские активисты — это критика башкирского национализма: национализма как идеологии вообще и идей суверенитета, широкого федерализма, в частности. Если вкратце, то Азат Бадранов утверждает, что национализм — это плохо, а патриотизм «по-башкирски» (опять-таки в «специфическом» понимании самого Бадранова) — это хорошо.

Идеологическая суть «башкирских традиционалистов», так не любимых либеральной частью башкирской национальной интеллигенции, заключается в полной поддержке имперского начала

Но вот чем именно плох национализм — в отличие от патриотизма — скажем, те же башкирские национальные организации эпохи суверенитета (к примеру Союз башкирской молодежи, членом которого в свое время был и сам Азат Бадранов), он так и не пояснил. Почему Бадранов, раньше так рьяно выступавший за федерализм, в том числе, и с трибун III съезда Курултая башкир в июне 2010 года, и подписавшийся в уже подзабытом многими письме башкирской молодежи Медведеву в декабре 2008-го, теперь выступает против суверенитета Башкортостана, не совсем понятно. Причины таких нестыковок стоит искать не только в стремлении Азата к построению карьеры любой ценой. На самом деле, Бадранов, как бы он не противился этому выражению, является самым настоящим башкирским националистом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тактически же он отличается от либеральной части башкирского национализма (чтобы всем было понятно: употребляю этот термин в нейтральном смысле). Если говорить шире, то Азат Бадранов — представитель группы так называемых башкирских традиционалистов.

Это группа башкирских интеллектуалов, которая оправдывает и всячески обеляет колониализм времен Российской империи

Идеологическим рупором этой группы долгие годы был сайт «РБ 21 век», где в числе его авторов частенько выступал и Бадранов. Любопытно отметить, что в конце нулевых здесь часто выходили материалы с жесткой, прорахимовской критикой самого Радия Хабирова. Сейчас же наши «традиционалисты» наоборот являются ярыми сторонниками Хабирова и проводящейся им политики.

В широком смысле, идеологическая суть «башкирских традиционалистов», так не любимых либеральной частью башкирской национальной интеллигенции, заключается в полной поддержке имперского начала. Это группа башкирских интеллектуалов, которая оправдывает и всячески обеляет колониализм времен Российской империи, фетиширует на Советский Союз, сталинизм, причем, с позиции критики либерализма во всех его проявлениях. По сути, это башкирские националисты, считающие империю, имперскую политику благом для башкирского народа и считающие, что башкирскому народу наиболее комфортно и безопасно сосуществование именно в условиях сильного имперского государства. Это позиция типичных «верных башкирцев», как их называют башкирские националисты с противоположного либерального фланга.

Наиболее яркая полемика между двумя этими фракциями открыто проявилась на одном из мероприятий, посвященных празднованию столетия Башкортостана, которое башкирские общественники провели в 2017 году. Позицию «традиционалистов» озвучил Салават Хамидуллин, который так прямо и заявил, что «империя для башкир — это хорошо». Его оппонентом тогда выступил Айрат Дильмухаметов.

Это башкирские националисты, считающие империю, имперскую политику благом для башкирского народа и считающие, что башкирскому народу наиболее комфортно и безопасно сосуществование именно в условиях сильного имперского государства

Поэтому неслучайно эта группа «традиционалистов» и стала основным костяком так называемых башкирских «этномиссионеров», которые занимаются башкиризацией татар РБ накануне переписи 2021 года.

КВАСНОЙ БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ ПО-БАДРАНОВСКИ

С приходом в «команду Хабирова» Азат Бадранов стал негласным куратором для своих друзей «традиционалистов», которым он, судя по всему, содействовал с грантами на «башкирский патриотизм» (под которым эти горе-традиционалисты понимают политику башкиризации татар). Против политики федерального центра, направленную на ущемление национальных прав нерусских народов, национальных республик, они, естественно, не выступают. И даже во время недавней эпопеи вокруг горы Куштау этих башкирских «сталинистов» в публичном пространстве не было ни видно, ни слышно.

Что больше всего сталкивает между собой, условно говоря, либеральный и «охранительский» фланг башкирской интеллигенции, так это подход к понятию «национализм». Сам Бадранов в привычной всем «традиционалистам» манере, пытаясь показать свои недюжинные интеллектуальные данные, решил широко использовать разного рода псевдонаучную терминологию (надо сказать, это излюбленный прием всех башкирских традиционалистов), но в реальности сам же запутался в своих идеологических соснах. «Верным башкирцам» очень претит сам термин «национализм», и поэтому они, критикуя, пытаются заменить его суррогатом в виде некоего патриотизма, противопоставляя эти два термина, как будто они в полной мере могут заменить друг друга.

Во время недавней эпопеи вокруг горы Куштау этих башкирских «сталинистов» в публичном пространстве не было ни видно, ни слышно

Честно сказать, Азат Бадранов такого рода рассуждениями показывает свою научно-терминологическую безграмотность или, что более вероятно, просто наводит тень на плетень. Ведь если выражаться проще, то национализм — это идеология приверженности интересам своего народа, а патриотизм — это идеология приверженности интересам своей страны. Примат (т.е. полное доминирование) интересов государства над интересами населяющих ее народов и граждан РФ вообще — вот это и есть патриотизм в том понимании, которое проповедают практически все российские чиновники. Поэтому «башкирский патриотизм по-бадрановски», как и вся идеологическая начинка башкирских «традиционалистов» — это идеология безусловного служения интересам федерального центра, но с латентной пробашкирской направленностью. Показывать безусловную лояльность Москве, подкармливать лояльную себе часть башкирской интеллигенции, а нелояльную всячески маргинализировать, обзывать агентами пантюркизма, татаризма (такое, представьте себе, тоже бывает!), ваххабизма и т.д. И если, закрыв глаза, лояльная башкирская интеллигенция теоретически может принять эти установки, то другим народам республики такой «бадрановский патриотизм» никак не годится. Здесь латентная «пробашкирскость» напрямую бьет по интересам других народов и, прежде всего, татар — и отнюдь не только в национально-культурном, языковом, но и в экономическом плане. Как именно? А вот как.

СТАРЫЕ БАЙКИ О ГЛАВНОМ

Красной линией в обеих статьях Азата Бадранова идет тиражирование старой байки о якобы бедственном положении башкирского Зауралья (а точнее всего башкирского юго-востока республики). И напротив, противопоставление ему экономически развитой западной части республики. Когда я слышу эти фразы из уст высокопоставленных чиновников, то советую всем татарам и жителям западного Башкортостана хвататься за свои кошельки: вас снова будут цинично грабить.

Азат Бадранов такого рода рассуждениями показывает свою научно-терминологическую безграмотность

В статье, опубликованной, на сайте агентства «Башинформе», Бадранов приводит такие цифры: «Например, по состоянию на октябрь 2020 года, уровень газификации Баймакского района составляет всего 30%, Зилаирского — 39% и Бурзянского — 22%. В то время как Илишевский район газифицирован на 81,64%, Туймазинский и Чекмагушевский — на 95%. Уровень асфальтированных дорог от всего объема дорожных сетей в указанных районах также демонстрирует существенную дифференциацию между западом (Илишевский р-н — 42,59%, Туймазинский р-н — 54%, Чекмагушевский р-н — 48%) и юго-востоком Башкирии (Баймакский р-н — 16%, Зилаирский р-н — 21%, Бурзянский р-н — 35%)».

Сами по себе эти цифры (будь даже они реальными, хотя это тоже под большим вопросом) не говорят ровным счетом ничего. И вообще некорректны. Почему, спросите вы? Взгляните на карту и демографические показатели этих районов. Башкирский юго-восток — это, как правило, горно-лесные либо степные районы с очень низкой плотностью населения. Иначе говоря, на квадратный метр территории там приходится очень мало людей. Поэтому плотность дорожной сети там меньше. И большинство сельских населенных пунктов расположены прямо на главной транспортной артерии района, либо в небольшом (5-10 км) расстоянии от них.

Юго-восток РБ давно превратился в своеобразную «черную дыру» — это территория, которая поглощает ресурсы, но ничего не отдает взамен

А вот если взглянуть на этот вопрос незашореным взглядом, то, скорее, наоборот мы увидим, что, к примеру, в том же Бурзянском районе улицы (порой даже маленькие переулки) практически всех сел полностью заасфальтированы. Об этом могу говорить с уверенностью, так как наблюдал эту картину воочию. И напротив, в западной части республики, регионе-доноре РБ, асфальтированным покрытием в лучшем случае могут похвастаться только центральные сельские населенные пункты (и то лишь главной центральной улицы). Это стало возможным именно в годы правления Муртазы Рахимова, когда основная масса вложений в социальную инфраструктуру шла на юго-восток Башкортостана — именно под предлогом его «отсталости». Те же слова мы слышали и в годы правления Рустэма Хамитова, когда была разработана и специальная программа социально-экономического развития Зауралья (разумеется, всё без особого результата).

При этом юго-восток РБ богат не только своими рекреационными ресурсами (т.е. туристическим потенциалом), но и полезными ископаемыми. Здесь сосредоточена вся горнодобывающая промышленность, а некоторые районы Зауралья (Баймакский, Хайбуллинский) при должном подходе к сельскому хозяйству могут давать прекрасный урожай пшеницы твердых сортов (тот самый сорт «дурум»). Но никакой отдачи для экономики республики не видно. Наоборот, башкирский юго-восток уже давно превратился в своеобразную «черную дыру» — это территория, которая поглощает ресурсы, но ничего не отдает взамен.

Вся горнодобывающая промышленность Башкортостана, сконцентрированная как раз в башкирском Зауралье, оказалась в руках у Уральской горнодобывающей компании (УГМК)

Однако господин Бадранов от лица башкирских властей заявляет, что «республиканские органы власти будут реализовывать и развивать эти территории несмотря ни на какие настроения общественности». Т.е. вице-премьер предлагает бюджету, а значит, и остальной части республики, затянуть потуже пояса не только в связи с коронавирусным кризисом, но и необходимостью вновь и вновь пускать миллиарды бюджетных рублей в «курицу, которая уже давно не несет никаких яиц».

Башкирские власти еще со времен Муртазы Рахимова сами взращивали иждивенческие настроения среди населения юго-востока РБ, внушая им абсолютно деструктивную мысль, что раз Башкортостан — это национальная республика для реализации башкир, то и вся республика создана для удовлетворения исключительно их интересов. Отсюда и приоритетное внимание к развитию Зауралья. А пока население этих территорий оболванивали этим сказками (при этом торгуя их национальным самосознанием), природные ресурсы этих территорий наглым образом разворовывались. Поэтому, к примеру, вся горнодобывающая промышленность Башкортостана, сконцентрированная как раз в башкирском Зауралье, оказалась в руках у Уральской горнодобывающей компании (УГМК). И все нынешние экологические проблемы этих территорий — будь то сибайский карьер или экопротесты в Абзелиловском, Баймакском районах — это прямое следствие. А ведь эти природные ресурсы забрали себе не «злобные» «татаристы», о чем любят поговорить «верные башкирцы», а именно самая что ни на есть башкирская власть в лице Муртазы Рахимова, благотворную деятельность которого не принято подвергать сомнению ни в лагере либеральной, ни «охранительской» части башкирского национального движения.

В этой связи весьма показательно прозвучали цифры на брифинге, проведенном Минсельхозом Башкортостана, которые красноречиво показывают, какая часть республики в буквальном и переносном смысле слова «кормит» весь регион. Напомню и тот факт, что вся нефтедобывающая промышленность («Башнефть»), дающая немалую долю налогов и дивидендов в бюджет РБ, также сконцентрирована именно в западной части. Отсюда я и прихожу к закономерным выводам: именно западная часть республики является территорией-«донором» всей экономики Башкортостана.

Из Telegram-каналa "Футляр для курая"
Из Telegram-каналa «Футляр для курая»

 

И если населению башкирского Зауралья — в обмен на их лояльность — еще хоть что-то обещают, то западной части республики ловить нечего

Еще один весьма красноречивый факт, показывающий, что башкирские власти намеренно не хотят вкладываться в развитие западной части РБ — это ситуация с новым мостом через реку Ик. Власти Татарстана уже разработали давно перезрелый вопрос о строительстве нового моста, соединяющего Азнакаевский и Бакалинский районы двух республик. Об этом поднимался вопрос и на встрече Рустама Минниханова и Радия Хабирова в августе нынешнего года. Цена вопроса для Башкортостана — 150 млн руб. (остальные 150 млн готов вложить Татарстан). Но в ответ — молчок. Оно и понятно: доноры они на то и доноры, чтобы только отдавать, но не получать ничего взамен.

Подводя резюме обеим статьям вице-премьера, думаю, что Бадранов хотел сказать следующее: 1) Обращаясь к лояльной части башкирской интеллигенции, он призывает ее вновь сплотиться вокруг Радия Хабирова — как в октябре 2018-го. 2) Башкирский национализм — это плохо, а вот «патриотизм по-бадрановски» — это хорошо.

И если населению башкирского Зауралья — в обмен на их лояльность — еще хоть что-то обещают, то западной части республики ловить нечего. Здесь предполагается одна участь: и дальше быть донором — как экономически, так еще и этнически (за счет переписывания татар в башкиры во время переписи населения в 2021 году).

Предыдущая статьяДамир Исхаков: «Я башкирский народ уважаю, но политтехнологов мы должны перебороть»
Следующая статьяТатарские села Башкирии подвергнутые «башкиризации» в переписях 1926-1979 годов
Гарифуллин Ильнар Зульфатович
Политический обозреватель, историк, политолог, кандидат исторических наук, специалист по вопросам государственной национальной политики и национальных движений. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя