Тайные смыслы татарского дастана «Тюляк и Сусылу»

0
165

Татаро-башкирское сказание «Тюляк и Сусылу» наполнено фентезийным сюжетом и наводит на незамысловатые выводы. Но, вычленив исторические сведения в эпосе и сопоставив их с историческими реалиями, открываются новые грани понимания дастана.

Всемирный конгресс татар планирует объявить 2023-ий Годом дастанов, в русле которого должна проходить популяризация татарских дастанов для более широкой аудитории, в том числе среди детей, а также научные, культурные и общественные дискуссии по вопросу ценности, и важности дастанов в деле сохранения татарской идентичности.Инициатором идеи популяризации дастанов в таком формате выступает казанский историк Дамир Исхаков. С предложением учёный выступил на прошедшем Национальном собрании (Милли Шура) Всемирного конгресса татар. Исхаков получил поддержку от членов татарского национального представительства.

Для понимания, дастан — это эпическое произведение, в котором, как принято считать, отражаются фольклорные и литературные начала того или иного народа. Историк же Дамир Исхаков считает, что татарские дастаны отражают не просто сам татарский народ. Дастаны также являются своеобразным, но очень ценным носителем исторической информации о народе.

Например, возьмём татаро-башкирский дастан «Тюляк и Сусылу» («Түләк һәм Сусылу»). Главный действующий персонаж — юноша по имени Тюляк, который является не то 61-м сыном, не то 61-м приёмным сыном некоего могущественного хана. Однажды на охоте братья вознамериваются его убить. Он сбегает от них на своём почти волшебном коне. Прибывает к озеру, на берегу которого видит красивую девушку, расчёсывающую свои волосы, её зовут Су-слу. Она — дочь правителя другого, волшебного подводного мира и царства, царя Чачдара. Юноша в неё влюбляется, предлагает ей стать его женой. Та поначалу отказывает. Но в своём устремлении добиться сердца красавицы Тюляк принципиален настолько, что применяет свои физические силы и создаёт реальные условия уничтожения подводного царства. Он молитвой создаёт нестерпимую жару, из-за которой вода начинает быстро испаряться. В итоге Су-слу соглашается на его предложение.

Царь Чачдар передаёт под управление Тюляка чуть ли не половину своего подводного царства и богатства. 36 лет Тюляк проживает спокойно со своей женой. В тоже время он скучает по Родине, по родным краям. В итоге Тюляк решает покинуть подводное царство и свою жену. Возвращается в родные края, небольшое время там правит, старится, умирает, оставляет после себя преемника сына Габдуллу на должности хана, который правит 2 года и после умирает, а вместе с ним уходит на нет память о Тюляке, его «золотой трон», который он забрал с собой из подводного царства. Местный народ и вовсе забывает, что у них когда-то был Тюляк.

На первый взгляд, такое фентезийное сказание, к тому же с весьма сомнительными по сегодняшним меркам нравственно-этическими решениями Тюляка (то, как он наседал на Су-слу), вряд ли сегодня тронут современного читателя. К тому же, непонятна и линия патриотических чувств у главного героя. Тюляк сбегает со своей Родины, боясь смерти и расправы со стороны многочисленных братьев. Но возвращается обратно после десятилетий безмятежной и пресыщенной жизни со своей женой Су-слу. Получается какой-то любопытный посыл, что Родину нужно/можно полюбить, когда достигают комфортных для себя условий? Неужели так думали татары в 14-15 веках, когда формировался дастан?

Вопросов дастан «Тюляк и Су-слу» порождает на самом деле очень много. Казанский историк Дамир Исхаков в журнале «Туган җир — Родной край» предлагает проанализировать дастан,  через исследование личности самого Тюляка. Попытавшись идентифицировать, кого же на самом деле имели в виду татары в сказании под именем Тюляк, Дамир Исхаков фактически предлагает новейший ключ к пониманию самого дастана. Причем, делает он это через раскрытия, через отсеивание метафорических и фентезийных пластов и акцентирование внимания на истинных исторических сведениях, имеющих своё место в дастане, но почему-то ранее игнорируемых исследователями.

Раскрыт тайный смысл татарского дастана «Тюляк и Су-слу»

Стоит прежде отметить, что дастан «Тюляк и Су-слу» сохранился только у татар и башкир. Другим тюркским народам дастан неизвестен. Наиболее полная версия в письменном виде сохранилась лишь у татар. В то время как у башкир этот дастан был сильно укороченным и в виде народного устного творчества.

В дастане говорится, что конфликт между братьями и Тюляком произошёл в какой-то местности у реки Урал (Җайык суы). В итоге Тюлек убежал от них далеко прочь и скорее всего на Запад. В некоторых версия дастана у Тюлека есть другое имя — Заятюлек.

Тюлек по дастану своим отцом называет некоего бея Мирказый. В разных версиях дастана он назван: Мыркас / Миркас / Миркасык / Сары-Миркас. Но есть и версии дастана, где его отцом определяют легендарного Бачман-хана (ок. 1229-36 гг. — кипчакский вождь на Нижней Волге. Принадлежал к клану Олберликов). В общем, замечает Дамир Исхаков, упоминание в качестве отца Тюлека Мирказый бея в одних версиях, а в других версиях Бачман хана, что являет собой явное противоречие.

Дамир Исхаков предлагает такое решение: взглянуть на версию дастана в виде древнейшей рукописи (16-й век). Там написано: «Был у Бачман-хана один сын… Было 60 верных и служилых нукеров… 61-м всадником-сыном у Мирказый бея был Тюлек». Получается, что Тюлек на самом деле был либо беем, либо княжеским сыном, принятым на службу.

Раскрыт тайный смысл татарского дастана «Тюляк и Су-слу»

В устных башкирских версиях дастана отцами Тюлека также называют Албыр-йолкыш, старца Миннеходжа, Сэмэр хана. Возможно, что из-за устной традиции, эти имена в дастане были добавлены позже. Однако их не стоит отбрасывать, они также могут помочь идентифицировать личность Тюлека. По крайне мере, если взять во внимание, что род-клан Бачмана называется Олберлик, и одно из имён Тюлека в башкирской версии — Албыр-йолкыш, то не говорит ли созвучие Олберлик-Арбыр всё-таки о связи Тюлека с Бачман-ханом?

В сухом остатке получается, резюмирует Дамир Исхаков, из дастана нам известно трёхпоколенное родословное — «Габдулла (хан) <— Тюлек (хан) <— Мирказый бей». Если обратиться к татарской летописи анонимного автора «Дафтар-и Чингиз-наме», то по ней известно, что времена разорительных походов по Поволжью Тамерлана правителем города Болгар был Габдулла хан.

Тут необходимо обратиться к татарской летописи «Дафтар-и Чингиз-наме», где описывается правитель Болгара Габдулла хан времён разорительных в Поволжье Тамерланом. Так же в этой летописи говорится, что у него было 120 «старших беков», из которых четверо считались «истинными шахзаде», то есть их матери были ханскими дочерьми. И одного из этих шахзаде звали как раз «Миркаши бек». Дамир Исхаков предполагает, что тут как раз идёт речь о том самом предполагаемом отце Тюляка — Миркаши/Мыркас/Мирказый.

Тем не менее, во многих исторических источниках, в том числе даже в посольских переписках между ногайскими мурзами и московскими царями после взятия Казани известны конкретные личности — Алтын бек (Алтынбек) и Галим (Алим) бек. Их принято считать сыновьями последнего правителя Болгара Габдуллы, город которого разорил Тамерлан. Дамир Исхаков перед собой формулирует проблему: каковыми тогда могут быть родственные связи между Габдуллой и Тюлеком?

Так или иначе, дастан «Тюлек и Су-слу» имеет в своей основе исторический материал о Булгарском вилайяте в Золотой Орде. И Дамир Исхаков приводит для этого несколько доказательств.

Раскрыт тайный смысл татарского дастана «Тюляк и Су-слу»

Во-первых, в некоторых русских летописях в 1374 году зафиксирован был топоним «Моркваши» недалеко от Болгара. Этот топоним очень близок к имени отца Тюлека — Мирказый/Миркасык/Мыркас. В татарской летописи «Дафтар-и Чингиз-наме» также упоминается некий топоним под словом «Миркаши».

Во-вторых, в некоторых башкирских версиях «Тюляка и Су-слу» уопминаются два старших брата Тюлека. Одного старшего брата в этих версиях дастана зовут Алтын бай, второго — Етем (Ете) бай. Как видим, Алтын бай явно подходит под ту личность, которая связывает Тюлека с последним ханом Болгара Габдуллой. Заодно привязывает легендарного Тюляка из дастана и географически, и хронологически к событиям, происходившим с Булгарским вилайятом Золотой Орды в кризисную эпоху — разорительные походы Тамерлана в конце 14 века.

Ну, и в третьих, Дамир Исхаков предпринимает попытку идентифицировать родоплеменную идентичность Тюлека, родоплеменную идентичность хана Габдуллы. Такая информация могла укрепить предположение об их родстве.

Итак, известно, что тюркские аристократы на охоте использовали хищных птиц. У каждого рода, как правило, были свои прирученные птицы. Не было такого, чтобы у разных родов была одна и та же птица. Конкретная охотничья птица считалась уникальным атрибутом конкретного рода. В одной версии дастана такой птицей назван «белый кречет» («ак шоңкар»), в другой «белая сова» («ак йапалак»). При этом, «белая сова» упоминается в основном «башкирских версиях» дастана. При этом, «белая сова» упоминается лишь в контексте того, что как один из племенников старших братьев Тюляка прячет «белого совёнка». Тем не менее, информация, что у Тюлека охотничье птицей был именно «белый кречет» более значительна и понятна.

Если обратиться к татарской летописе «Дафтар-и Чингиз-наме», взять во внимание первую главу о родословной Чингисхана, рассмотреть сюжет, как он раздаёт 14 знатным родам родоплеменные атрибуты — тамгу, дерево, птицу и клич, то получается, что птицу «кречет» получило племя Кыят (Кият). Да, это племя никак не считается тем племенем, из которого происходили чингизиды, которые имели право царствовать в обширной Монгольской империи. Однако этот род считался самым влиятельным, знатнейшим и имевшим родство с самим Чингисханом, хотя и не чингизидским.

Раскрыт тайный смысл татарского дастана «Тюляк и Су-слу»

Можно резюмировать, что Тюляк из рода Кият. А что с родом Габдуллы? Тут историк Дамир Исхаков обращается к татарскому источнику «Фи бейан-тарих», где упоминается представитель рода Кият Буданжар (также упомянутого в «Дафтар-и Чингиз-наме»), его тамга и дерево. И есть исторические источники и родословные, где Габдулла определяется как уроженец «града Болгар» «Бек улуса, из вотчин Чингисхана» («Олыс бие, Чыңгызхан биләреннән»). И там упомянутые тамга и дерево как раз указывают на его род — Кият. Правда, не совпадает упомянутая птица — «перелетная птица» («күчәгән»). Но Дамир Исхаков считает, что составители родословных могли тут упомянуть атрибуты рода-племени по материнской линии.

Таким образом, исторические сведения указывают, что легендарный герой дастана Тюлек и реальная историческая личность и последний правитель Болгара Габдулла — представители одного знатнейшего тюркского рода Кият.

В четвёртых, в дастане сообщается, что Тюлек вернулся в родные края, которые называются собирательно понятием «олуг шәһәргә», то есть «великие города». А в средневековых татарских письменных источниках под понятием «олуг шәһәр» мог подразумеваться только один город — Болгар. Также этот «олуг шәһәр» называется в дастане «атам йорты» («отчий дом»), куда Тюляк возвращается после мирной и спокойной жизни в подводном царстве с Су-слу.

Раскрыт тайный смысл татарского дастана «Тюляк и Су-слу»

Теперь становится понятнее сюжетная линия с возвращением Тюлека из подводного мира в город Болгар. Становится понятнее сюжетная линия его сына Габдуллы, который правил городом крайне скоротечно — каких-то 2-3 года — причем, его правление, память о его отце Тюляке уходит в забвение так, что народ забывает об их «золотом троне» и их имена. Дастан «Тюляк и Су-слу», таким образом, в себе хранит память татарского народа о падении «великого города» Болгар под натиском войск Тамерлана.

При этом, в дастане делается акцент на конкретный тюркский знатнейший род — Кият. В дастане также описывается гора Балкан (Балкантау), озеро Асылкуль и река Дёма как места пребывания Тюлека, а некоторых версиях дастана и вовсе определяются как его малая родина. Получается, что вместе с «великим городом» Болгаром и этими местностями перед нами по дастану предстаёт некая территориальная вотчинная среда рода Кият.

В итоге делаем вывод, что дастан «Тюлек и Су-слу» — это не просто фентезийное сказание о том, как герой перемещается между земным и подводным царствами в поисках своего счастья и призвания. В этом дастане есть значительный пласт информации, рассказывающий о тюрко-татарском роде Кият накануне исторического кризиса для татарского народа — падении города Болгар.

Источник: https://kazanfirst.ru/articles/600867

Предыдущая статьяБашкирские и Беловоложские улусы Казанского ханства
Следующая статья“Саклагыз нигез ташын”. Татарстанның Балтач районында күркәм тәкъдим итү кичәсе узды
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя