На фото: Село Удрякбашево, Благоварский район Республики Башкортостан.
Из истории Благоварского района
В период Золотой Орды, с XIII в., современная территория Благоварского района вошла в состав волостей Казанской и Ногайской дорог. Деление на дороги сохранилось до конца XVIII в. По переписи башкирских волостей и их тюб, составленных в 1735 г., в числе 12 тюб Минской волости показаны Чуби-Минская и Кыркули-Минская, часть территории которых ныне приходится на Благоварский район. В данном документе определяется, что Минская волость Ногайской дороги занимает бассейны рек: Демы, Уршака, Чермасана; волости Казанской дороги: Каршинская – Кармасан; Дуванейская, Кандинская – Чермасан.
После распада Золотой Орды часть территории современного Благоварского района оказалась под властью Казанского ханства, другая – Ногайской Орды. С вхождением Башкортостана в состав Русского государства эта территория была отнесена к Казанскому уезду, в 1708 г. – к Казанской губернии, с 1728 г. – в ведомство Сената, с 1744 г. – к Оренбургской губернии, с 1781 г. – к Уфимскому и Белебеевскому уездам Уфимской области Уфимского наместничества, с 1796 г. – к Уфимскому и Белебеевскому уездам Оренбургской губернии.
Братья, дети, внуки Ишбулата
В исторических документах, сохранившихся в архивах страны или в изданных книгах, упоминаются имена самого Ишбулата Мамякова, 1637 г. р., его родных братьев Биккени, Усея, 1662 г. р., Бакая, 1670 г. р.
Ревизия 1722 г. показывает, что Усей и Бакай с семьями проживали в деревне Казаково (ныне Казакларово Дюртюлинского района). Ишбулат жил в деревне Ишбулатово. Старшие три сына с семьями жили в этой же деревне отдельно, младшие три сына – с отцом одной семьей. Брат Ишбулата Биккеня переселился к родственникам из нынешнего Шаранского района. Деревни Ишбулатово и Казаково находились по одной стороне от речки Яубазы, расстояние между ними составляло 3–4 километра по прямой дороге. В записи башкир Казанской дороги Кыр-Иланской волости Шердыбая Чоптина с товарищами № 106 от 28 августа 1711 г. о припуске татарина той же дороги Биккени Мамякова в свою вотчину указано, что эта территория была вблизи реки Яубазы. Есть запись служилых татар Казанской дороги (№ 232 от 23 марта 1718 г.) Усмана Романова с товарищами служилому татарину той же дороги Усею Мамякову о владении построенной им мельницей на реке Яубазы на совместно снятой у башкир Ельдякской волости земле. Подробнее с этими документами можно ознакомиться в ЦГИА РБ, ф. 2, оп. 1, д. 727, л. 15 и в книге МИБ, т. 3, с. 93. Сохранилась запись башкир Казанской дороги Ельдякской волости Исянгула Кулушева с товарищами (№ 131 от 19 февраля 1713 г.) служилым татарам той же дороги Ишбулату Мамякову с товарищами с подтверждением старого припуска их дедов по рекам Белой, Яубазы и Кундуруш. Башкиры деревни Муняково Ельдякской волости Балта Муняков, Исянгул Кулушев, Султанай Бактугушев с одновотчинниками дали запись деревни Казаково служилым татарам Ишбулату и Усею Мамяковым, Осману Романову, Янгоату Алмаеву, Сарманаю Сафарову с товарищами, где говорится о том, что «в прошлых годах деды наши, Исянгулов и Балтин с товарищами, отдали в вотчине своей их, Ишбулату и Осману, дедам с тов. ж. поселитца усадьбою тою деревнею Казаковой и под пашню земли… из оброку. И в том была у них писана запись, и та запись истерялась. И мы, Ишбулату с тов., по-прежнему в той деревне Казаковой жить… вечно. А с той вышеписанной усадьбы и пахотной земли иметь нам, Исянгулу с тов., с них, Ишбулата с тов., оброк по-прежнему помочь великому государю в ясак по 2 рубля на всякий год беспереводно» (МИБ, т. 3, с. 93). Из содержания данного документа следует, что деревня Казаково (Казакларово) была основана дедом Ишбулата по имени Казак не в 1713 г., а гораздо раньше. Известно, что Ишбулат – 1637 г. р. Трудоспособный возраст его деда приходится примерно на 1610– 1630 гг., то есть деревня Казаково могла возникнуть в этот период. В родословной удрякбашевских Абсалямовых-Карачуриных записана дата переселения с берегов Оки – 1628 г. Все сходится. Интересная картина вырисовывается по итогам ревизии 1722 г. В деревне Казаково проживают родные братья Ишбулата Усей, Бакай и старший сын Махмет, он – абыз, то есть мулла. В деревне Ишбулатово проживают сам Ишбулат с тремя младшими сыновьями и еще три сына отдельными семьями. Деревня находится на реке Яубазы. Жители – служилые татары. В деревне Казаково – 26 дворов, 65 человек мужского пола (это большая деревня для того времени). В деревне Ишбулатово – 13 дворов, 39 человек мужского пола (женщин не учитывали). Деревни находятся на близком расстоянии по одной стороне от реки Яубазы. Получается, Ишбулат переселился из Казаково, основал деревню, и, по обычаю, она была названа его именем. Братья и старший сын остались жить в Казаково. Сын репрессированного удрякбашевца Резвана Ахуновича Мидхат Ишбулатов в своей книге «Шеджере» (Казань, 2014 г., с. 7) писал: «после взятия Казани в 1552 г. войсками Ивана IV наш род разделяется на две фамилии – Казак и Ишбулат. Представитель рода казак – купец Мухамеджан Казаков строит знаменитую Казаковскую мечеть в Казани, первым комиссаром (министром) по делам культуры Татарстана являлся М. Казаков». Получается, Казак и его потомки обосновались в бассейне рек Белой, Яубазы и Кундуруш. Позже Ишбулат основал деревню Ишбулатово. Младшие дети и внуки от старших детей основали деревню Удрякбаш. Главная роль при этом принадлежала, как уже упоминалось выше, сыну Надеру. Обратимся еще к одному документу: ЦГИА, Ф. 2, оп. 1, д. 727, л. 15. «Деревня Казаково возымела свое название уже деревнею Казакларовою, которая после многолюдству и разделена на таковые же Учпили, Зейлево и Новоказакларово. Деревня Учпили имеет заселение с вершины речки Малой Евбазы по обеим сторонам, из коих и жительствуют… мещеряки…». Так писали мишари в 1818 г. Ныне деревня Казакларово относится к Учпилинскому сельсовету Дюртюлинского района РБ. В 2017 г. в Учпилинском сельсовете проживало 1606 человек: башкиры, татары, русские, марийцы. В деревне Казакларово – 223 жителя, 92% – татары. Деревня Ишбулатово существовала до 1960‑х гг. Коренные жители переселились в другие деревни или основали новые. В 1805 г. в деревне обосновались русские крестьяне. В 1920 г. в 50 дворах проживали 322 человека русских. На карте республики 1950 г. эта деревня была показана, затем ее не стало. По материалам ревизий 1722 и 1747 гг. известны имена 9 детей Ишбулата, проживающих в деревнях Казаково и Ишбулатово. Не исключено, что кто-то мог проживать и в других населенных пунктах. Старший сын Махмет, 1666 г. р., дальше по списку – Курмакай, 1667 г. р., Мамадаль, 1677 г. р., Абдраел, 1682 г. р., Сапарали, 1682 г. р., Надер, 1692 г. р., Муса, 1717 г. р., Абдулкарим, 1720 г. р., Ягафар, 1727 г. р. У каждого из них по несколько сыновей, то есть внуков у Ишбулат-бабая было много.
Численность и национальный состав жителей деревни Удрякбаш (по материалам переписей и отчетных данных за 1795–2010 гг.)
1795 г., пятая ревизия
Оренбургская губерния, Уфимский уезд Дистановой тюбы Мещеряки (татары касимовские и мещерские) в 40 дворах – 148 муж., 128 жен., всего 276 чел. Башкиры в двух дворах – 9 муж., 2 жен., всего 11 чел.
23 августа 1816 г., седьмая ревизия
Мещеряки в 57 дворах – 242 муж., 213 жен., всего 455 чел. Относились к третьему мещерякскому кантону, состояли в команде старшины Гибатуллы Муртазагалина. Башкиры в 6 дворах – 23 муж., 20 жен., всего 43 чел., на праве припущенников.
Мещеряки живут на земле, купленной у башкирцев Куркули-Минской волости в вечное владение по договору.
«Сведения для военного губернатора Оренбургской губернии», 1823 г. По дер. Удрякбаш: мужчины в 62 дворах, мещеряки – 239 душ, башкиры – 25 душ, служилые татары – 18 душ, тептяри – 13 душ.
21 марта 1834 г., восьмая ревизия
Мещеряки в 64 дворах – 399 муж., 340 жен., всего 739 душ. Башкиры – 45 муж., 27 жен., всего 72 чел.
26 августа 1850 г., девятая ревизия
Мещеряки – 452 муж., 449 жен., всего 901 чел. Относились ко второму мещерякскому кантону, юртам.
9 мая 1859 г., десятая ревизия
Мещеряки в 157 дворах – 491 муж., 465 жен., всего 956 душ. Башкиры в 24 дворах – 76 муж., 74 жен., всего 150 душ. Тептяри в 7 дворах – 20 муж., 17 жен., всего 37 душ.
В деревне всего 1143 жителя.
Все жители записаны в Башкирский кантон № 24, с тех пор всех стали называть башкирами.
1870 г., первая перепись
В 210 хозяйствах проживало 1215 чел., всех записали башкирами. Две мечети, училище, две водяных, две конных мельницы.
1897 г., т. 45
Всего 2161 человек, мужчин – 1089, женщин – 1072, все башкиры.
1906 г.
2120 человек, 3 мечети, медресе, кузница, 5 бакалейных лавок; по пятницам работал базар.
1912–1913 гг., подворная перепись
Муж. – 1325, жен. – 1340, всего 2665 чел. Площадь земли 8734 казенных десятин (для сравнения: Балышлы – 5945 казенных десятин).
1917 г.
507 дворов, 2974 жителя, все башкиры, посевная площадь – 3209 десятин (свыше 15 десятин имели 38 хозяйств, 10–15 десятин – 62 хозяйства, от 4 до 10 – 200 хозяйств, остальные – до 4 десятин), 895 рабочих лошадей, 2 водяные, 2 конные мельницы, 4 мечети, медресе, школа, открытая в 1916 г.
1920 г.
561 двор, 3096 жителей. 3087 мишари, 9 башкиры (1 двор).
1959 г.
507 чел., в основном, татары.
1989 г.
503 чел., в основном, татары.
2002 г.
397 чел. Татары сост. 71%.
2010 г.
431 чел.
Данные за 1816, 1834, 1850, 1859 гг. получены по ревизским листам по деревне Удрякбаш: И‑138, опись 2, дело 370, лист 290–303; дело 374 – башкиры,
дело 457, лист 1–32 – мещеряки, дело 456, лист 67–72 – тептяри,
дело 618, лист 1–37 – мещеряки, дело 725, лист 876–923 – башкиры, мещеряки, тептяри. Данные за 1959, 1989, 2002, 2010 гг. взяты из книги: «История башкирских родов», том 17, часть 2, с. 83. Уфа, 2016 г. Наблюдаются следующие попытки, скрыть реальный национальный состав жителей Удрякбаша. Например: 1. Если в архивных материалах ревизии 1859 г., которые хранятся в Центральном государственном историческом архиве РБ, данные таковы: «956 мещеряков, 150 башкир, 37 тептярей, всего 1143 чел», то в научно-справочном издании «Благоварская земля: годы и люди», Уфа, 2005 г., с. 263, со ссылкой на справочник «Национальный состав населенных пунктов по итогам переписей 18–20 веков», Уфа, 2002 г., с. 10–15, приводятся следующие данные: «В 1859 г. в дер. Удрякбаш проживают 1143 башкира».
2. Данные за 1959 г. (через 100 лет) тоже расходятся. Если в академическом издании «История башкирских родов», т. 17, часть 2, с. 83, Уфа, 2016 г.: «507 человек, в основном, татары», то в вышеназванном источнике приводится информация: «838 жителей, в основном, башкиры»
3. Также расходятся данные и за 2002 год. Если в академическом издании «История башкирских родов», том 17, часть 2, с. 83. Уфа, 2016 г.: «397 чел. Татары сост. 71%», то в едином электронном справочнике муниципальных районов Республики Башкортостан (согласно ей указывается и в Википедии): «570 чел. Башкиры сост. 88%»
О мещеряках и тептярях
В середине XVII века в связи со строительством многочисленных укреплений правительство для несения службы и обеспечения спокойствия русских гарнизонов, крепостей стало переселять на окрестные земли служилых татар c территорий бывшего Касимовского ханства и мещерского края.
В первое время они получали за службу денежное жалование по 4–7 рублей. Затем им выделили обширные земельные наделы и угодья. Служилые из мещеряков получили поместный оклад от 100 до 130 четвертей пашенной земли, татары – по 60 четвертей пашенной земли и определенное количество сенокосов. Татары, предки которых служили в мещерском крае, освобождались от платы ясака за военную службу в Уфе в течение 15 лет. Правительство поселило их на территории Осинской дороги и северо-восточных волостей Казанской дороги. К концу 50‑х годов XVII века здесь было 100 семей татарских и мещерякcких служилых людей. В дальнейшем в Башкирию самовольно переселилось некоторое количество мещеряков, татар, чувашей и мордвы. В 1676 г. мещеряков и служилых татар начали селить ближе к Уфе, «для безопасности города Уфимска и были разделены по волостям их башкирским с поселением на землях, занятых ими после тех бежавших ногайцев». В 1798–1865 гг. мишари, как и башкиры, находились в военно-казачьем сословии. Основанием для создания кантонной системы управления и Башкирско-мещерякского войска явился указ императора Павла I от 10 апреля 1798 г. Указом царского правительства от 31 октября 1855 г. «о именовании впредь Башкирско-мещерякского войска башкирским войском» объединенное башкиро-мещерякско-тептярское войско стало называться «Башкирским войском», а воины – башкирами. С этого периода встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «новобашкиры». Немецкий историк Карл Миллер считает, что «тептярями назвали татар, бежавших из бывшего Казанского ханства после его падения и финно-угров, бежавших оттуда же и ассимилированных в татарской среде» (1776 г., перевод с немецкого). Перепись 1897 г. только в Уфимской губернии зафиксировала 245 000 тептярей. Эта первая всеобщая перепись населения Российской империи относит тептярский язык к «турецко-татарской группе языков». Тептярское сословие, так же, как и сословие мещеряков, перестало существовать в 1863–1865 гг. в связи с упразднением башкирского войска. Обратимся к мнению ученых-историков. По данным П. Кеппена, численность башкир в 1834 г. составляла 392 тысячи человек, по Н. Томашевской – 383 тысячи человек. По переписи же 1897 г. количество башкир увеличилось до одного миллиона 300 тысяч человек, то есть в 3,3 раза. «Очевидно, одним из источников увеличения численности башкир к концу 19 – началу 20 века явилось и включение в их состав мишарей и тептярей, входивших в состав башкирского войска. Мишари – отдельный этнос, и далеко не все тептяри имеют башкирское происхождение». (См.: «История башкирских родов», т. 17 (2), с. 99, научное издание, Уфа, 2016 г.).
Дело в том, что на основании Указа царского правительства от 22 февраля 1855 г. «О присоединении тептярей и бобылей к Башкирско-мещерякскому войску» и Указа от 31 октября 1855 г. «О именовании впредь Башкирско-мещерякского войска башкирским войском» все мещеряки и тептяри оказались в составе Башкирского войска, их стали называть башкирами или «новобашкирами». В результате переименования войска в 1855 г. мещеряков, тептярей и членов их семей записали в Башкирские кантоны. Удрякбашевцы оказались в кантоне №24. Хотя в ревизских листах четко записано, кто башкир, кто мещеряк или тептяр, для представителей власти все они стали «башкирами». С этого времени «многие путали этническое измерение с социальным» (См.: «История башкирских родов», т. 17 (2), с. 231, Уфа, 2016 г.).
Эта путаница продолжается второе столетие. Некоторые «ученые», зная истинное положение дел, ссылаются на данные именно 1917 г., вводя в заблуждение население.
Данная статья написана по книге краеведа-исследователя Филюзы Харисовны Ишбулатовой (Зайнетдиновой) «Удрякбаш: история начатая родом Ишбулата»
Источник: Tatar Fact