Сегодня, 15 мая, первой в истории татарской актрисе, первой актрисе среди мусульманских народов Сахибжамал Гиззатуллиной-Волжской исполнилось бы 132 года.
Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская родилась 15 мая 1892 года в Казани в татарской семье. В 1902 году окончила русскую начальную школу, одновременно училась в мусульманской женской школе и посещала танцевальный класс.
В июле 1907 года в Нижнем Новгороде Сахибжамал поступила в «Мусульманскую труппу драматических артистов, музыкантов и вокалистов» Ильясбека Ашкадарского (нашего земляка, уроженца поселка Шингак-Куль), которая позже стала основой известной труппы «Сайяр». Впервые дебютировала в роли Шафики в мелодраме турецкого драматурга Намыка Кемаля «Жалкое дитя». Она была одной из первых мусульманских актрис того времени, зрители поражались мощной энергетикой, актерским талантом этой хрупкой девушки.
В 1912 году Сахибжамал Гиззатуллина создала в Уфе татарскую театральную труппу «Hyp», от которого ведет свою историю современный театр «Нур » в Уфе. Здесь она была и режиссером и ведущей актрисой, фактическим руководителем. Труппа просуществовала 10 лет — до 1922 года, объехав с гастролями Урал, Поволжье, Среднюю Азию и Северный Кавказ. По рассказам старожилов, спектакли «Нур» тогда ставил в летнем театре городского парка. Изначально парк носил название парк Блохина, затем когда его в 1888 г. выкупил купец В. Видинеев, стала носить уже его имя. Ныне этот парк больше известен уфимцам как парк им С.Т. Аксакова или просто «Аксаковский парк»
Являясь воспитанницей труппы «Сайяр», она была первой женщиной-артисткой не только на татарской сцене, но и первой актрисой среди всех мусульманских народов. Она была и режиссером, и первой профессиональной артисткой. С 1912 по 1918 годы молодая театральная труппа активно работает, гастролируя по всему Уралу и Поволжью, Средней Азии и Северному Кавказу, Крыму и Западной Сибири.
Революцию 1917 г. 25-летняя Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская встретила вместе со своей труппой «Нур» в Уфе. Из-за продолжавшейся Первой мировой войны многие мужчины артисты из театра «Нур» были на фронте, остались в основном актрисы. Из-за сложной обстановки спектаклей в самой Уфе уже почти не было, больше выступали перед войсковыми частями расквартированными в городе. Очевидно, эти показы носили вынужденный характер. После Октябрьской революции работники театра «Нур» были прикреплены к Уфимскому союзу артистов.
Как пишет историк Лилия Габдрафикова, сохранилось удостоверение С. Гизатуллиной, члена этого профсоюза, датируемое 13 июня
1918 г., выданное Уфимской городской коммуной.
В 1918 г. Сахибжамал отбыла в Казань для получения реквизитов и костюмов для театра. Но из-за сменившейся военной ситуации, захвата многих территорий белыми вынуждена была остаться в Казани, затем перебралась в Ижевск.
Тогда она организовала фронтовую труппу при 2-й армии Восточного фронта. В 1920 году возглавила Татарский драматический театр в Ижевске. В 1922-24 годах работала в театре им. Красного Октября в Казани, затем руководила самодеятельными драматическими кружками. В 1923 году ненадолго вернулась в Уфу и выступала на сцене Башкирского театра драмы, где создала яркие и выразительные образы Зулейхи в пьесе Карима Тинчурина «Юсуф и Зулейха» и Сарби в пьесе «Молодые сердца» Фатхи Бурнаша. Но на этот раз ненадолго задержалась в Уфе, впрочем как и большая часть ее соратников по театру Нур. Годом ранее в 1922 г., в период образования Большой Башкирии, т. е. после вхождения Уфимской губернии в состав Башкирской АССР, театр «Нур» был ликвидирован. Башкирской республике уже не нужен был татарский театр, хотя в Уфе проживала большая татарская община, а самих этнических башкир собсвтенно тогда и здесь и вовсе не было.
В 1926 году ей в числе первых было присвоено звание заслуженного артиста Татарской АССР. Жизни и творчеству выдающейся актрисы посвящена пьеса Наки Исанбета «Гульджамал». Премьера спектакля состоялась в Уфе в 1963 году, на второй премьерный спектакль в Казань из Ижевска приехала сама семидесятивосьмилетняя Гиззатуллина-Волжская.