Фальшивый юбилей и фальшивая присяга башкир русскому царю
В сентябре 1974 г. Уфа окрасилась транспарантами, началась подготовка к обещанному празднеству. «Вечерняя Уфа» с 20 сентября почти в каждом номере публикует материалы к юбилею, исполком горсовета рассмотрел вопрос «О работе горжилуправления по подготовке к 400-летию Уфы». Город приводили в порядок, труженики предприятий Уфы выступили с инициативой «по развёртыванию социалистического соревнования за достойную встречу 57-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и 400-летия Уфы». Так сказать, Ленин и грозный царь оказались в одной упряжке, буквально накануне, в конце 1973 г. вышел знаменитый фильм «Иван Васильевич меняет профессию».
Под специальной эмблемой публиковались в «вечёрке» самые разнообразные материалы. Старший преподаватель БГУ М. Салихов выдал эссе «Я люблю этот город» (№ 226), в своих фотоновеллах В. Стрижевский отображал расцвет социалистической столицы (с № 228), секретарь Калининского райкома КПСС А. Хусаинова поведала о партийных буднях (№ 230). Но главным оставался трудовой энтузиазм. Мебельщики и строители, рабочие завода синтеспирта и резинщики, девушки-швеи с фабрики 8 марта и даже плавучий кран, все желали вспомнить воеводу Нагого.
Председатель исполкома горсовета А.Х. Валеев дал большое интервью, где ещё раз чётко озвучил партийный наказ:
«Основание Уфы непосредственно связано с добровольным присоединением Башкирии к русскому [с маленькой буквы – авт.] государству, сыгравшему важную роль в исторических судьбах башкирского народа. По просьбе башкир на удобном высоком берегу реки Белой в 1574 году основан укреплённый пункт, получивший название Уфа».
Всех перещеголяла Черниковка. В воскресенье созвали самодеятельность Калининского района, более 500 человек в красочных национальных костюмах собрались в полдень у ДК машиностроителей, где сели в автобусы. Огромная колонна украшенных лозунгами машин двинулась в сторону проспекта.
Во время движения гиды повествовали артистам о славной истории Уфы. На площади Ленина перед горсоветом состоялся митинг и возложение цветов «боярину» с протянутой рукой. Проехав через весь город, на площадке у памятника Салавату Юлаеву дали концерт, затем отбыли к Монументу, где делали селфи.
А вечером в ДК машиностроителей состоялся смотр художественной самодеятельности, показывали кино (уж не про Ивана ли Васильевича?), затем игры, танцы. Красота!
Мероприятий состоялось не счесть, в 107-й школе провели юбилейный вечер, были учпочмак, А. Филиппов и Р. Паль, а ветеран музейного дела Эльмира Давыдовна Терегулова рассказывала школьникам о первой крепости и первых улицах. Редакция «вечёрки» особое внимание уделила оформлению юбилея. С № 231 за 2 октября 1974 г. на страницах газеты стали выходить чудесные зарисовки журналиста и краеведа Тамары Ивановны Рыбченко, далее автовокзал.
Журналист И. Тихонов сообщил, что 25 октября 1974 г. исполком горсовета постановил создать сквер имени 400-летия Уфы у подножия Монумента. Тремя уступами спуск к Белой выложили плитами, установили изящные светильники. «А в будущем… Широкая гранитная лестница, спускающаяся от монумента Дружбы, уйдёт под шоссейную дорогу в подземный переход. Она будет вести вас с террасы на террасу мимо цветов, беседок, оазисов зелени». Какое предвиденье!
Неудержимое творчество в мифотворчестве
А как же историки? Мелькали статьи о революционерах и только 1 ноября публикуются первые собственно исторические заметки о старой Уфе. Географ Х. Тахаев выдал материал «Далёкий провинциальный город» о численности населения и экономике досоветской Уфы. А рядом стояла публикация А. Асфандиярова. Главный специалист по возникновению Уфы поведал о… состоянии просвещения в первой половине XIX в.?!
В последующем вышло несколько статей снова о революционерах, мелькнула заметочка про 1812 г. И всё. О датах появления Уфы, причинах строительства крепости и прочем – ни звука. Исторический юбилей проводился без истории.
Это подтвердила научно-теоретическая конференция, посвящённая 400-летию Уфы, состоявшаяся 21 ноября 1974 г.
Главный доклад сделал тогдашний «генерал» местной историографии Раиль Кузеев, естественно связавший добровольное присоединение и основание Уфы. Все остальные доклады были посвящены революционной тематике и современным успехам. А в канун самих торжеств «вечёрка» выдала нагора огромный сериал «Дорогие сердцу имена» (№ 275–280). Авторы – Х. Усманов, Ю. Узиков и Г. Павлюченков подробно рассказали о визите в Уфу Ленина и его боевых соратниках.
В других уфимских газетах тоже отмечали юбилей Уфы. Если «Ленинец» (редактор В.Х. Мустафин) поместил лишь несколько заметок о революционном прошлом, то «Советская Башкирия» (редактор по-прежнему Г.Г. Михеев) подошла более основательно. Здесь мелькали статьи по дореволюционной истории, даже Николай Барсов 22 августа рассказал о создании при республиканской библиотеке общества книголюбов. А юбилейный ряд открыли 7 сентября 1974 г. А.З. Асфандияров и Р.Г. Ганеев с большой статьёй «Основание города».
Авторы впечатлили неожиданными подробностями, сообщив о возведении в 1574 г. укреплённого поселения, «гарнизон которого был оснащён новейшим для того времени вооружением» пушками и пищалями(!?). Даже Пётр Иванович. Рычков не позволял себе таких деталей. Дальше больше, оказывается поселение «быстро росло» (!?), хотя ни про одного жителя не известно, и в 1586 г. получило статут города Уфы. Первым воеводой был М.А. Нагой.
Потом в «Советской Башкирии» опубликовали пару материалов к юбилею, затем – длинный список уфимцев, награждённых почётными грамотами президиумов Верховных Советов РСФСР и БАССР. Их получили Дом-музей Ленина, Русский драмтеатр, скульптор Т.П. Нечкина, организации и труженики города. Только ни одного историка грамотой не удостоили.
Наконец, грянул праздник. Увы, «Самого» не было. Леонид Ильич Брежнев в эти дни находился не в Башкирии, а в Монголии, в Улан-Баторе отмечали 50-летие Монгольской народной республики. С монгольским размахом нам не сравниться…
Само же пресловутое 400-летие, празднование псевдо-основания Уфы прошло 28 ноября 1974 г. буднично, как обычный «партейный» форум. Торжественное заседание состоялось в театре оперы и балета. «На сцене большой портрет В.И. Ленина. Цифры «1574–1974» отражают возраст города-юбиляра».
Открыл председатель последнего Валеев, затем шлифовщик Уфимского моторостроительного завода предложил избрать почётный президиум во главе… с кем бы вы думали? Привет из монгольских степей. Вообще в Уфу не приехал никто из руководства КПСС, СССР и даже РСФСР, присутствовали лишь местные депутаты верховных советов. Из гостей прибыли руководители городов Оренбурга, Казани, Кировограда и Галле.
Выступил первый секретарь башобкома Мидхат Закирович Шакиров: «и в 1574 году город был основан». Зачитал указ о награждении города Уфы орденом Октябрьской революции, прикрепил к знамени. Уставших от тоскливых речей участников развлекли пионеры, составившие слова «Уфа – 400» и декламировавшие стихи, фрагмент юбилейной поэзии:
Уфа моя, республики столица,
Среди твоих проспектов и садов
Нам до сих пор ещё так живо снится
Лихой галоп чапаевских полков.
История в зале почти отсутствовала, за исключением оскомины (от Рычкова) про просьбу башкир в 1573 г. Главными были иные слова: «Мы гордимся и восхищаемся, дорогой Леонид Ильич, тем, с какой настойчивостью, большевистской принципиальностью, революционной смелостью и прозорливостью проводите Вы в жизнь мудрый ленинский курс нашей партии».
Главный республиканский официоз – «Советская Башкирия» в двух номерах за 28 и 29 ноября 1974 г. также подробно освещала торжества, исторических материалов не было вовсе, зато поэт Александр Филиппов приоткрыл, видимо, общие взгляды на прошлое Уфы. Это был юбилей нелюбимого города, курсивом я выделил эмоциональные оценки:
…Уфа, провинция России,
Глухаяссылка,
Злая тишь,
Где вечно слёзы моросили
С покатых деревянных крыш.
На все житейские метели,
На то, как властвует зима,
Угрюмо окнами глядели
Подслеповатые дома.
Тогда казалось,
Что веками
Нести ей жалкий жребий свой.
Но вот повеяло ветрами
Октябрьской бури грозовой…
Отрапортовали и забыли, кроме учёных из ИИЯЛ, которым нужно было ещё сдать работу – сочинить первую историю города Уфы. Отмучились лишь через два года (и сразу же распустили сектор в ИИЯЛ). Почти за десять лет труда получилась небольшого формата (почти карманного) книжечка, но толстенькая.
Книга, после появления в уфимских магазинах в 1976 г., моментально исчезла из продажи. Раскупали на ура, таков был интерес жителей к истории своего города. В 1981 г. выпустили второе издание, которое также быстро разошлось. В 1983 г. история Уфы вышла на башкирском языке.
Прочитать продолжение статьи, а также принять участие в его обсуждении вы можете на Дзен-канале Дамира Исхакова (нажимать сюда)