Об основании деревни существуют разные предания. Согласно одному из них, первым поселился человек по имени Чути «со стороны Казани примерно 9 поколений назад. По другому варианту деревня пошла от 3 предков (3 бабадан киткен тамга), которые были «са стороны Арзамаса», «со стороны Чистополя — Караматбаша». Когда они переселились, тут уже существовало 10 мусульманских селений) (называли: Тэрбет, Ырым, Сыравыл, Эра, Буа, Хулуа Хэсэн, Мэлки и Кырбаш; возможно, существовало и Чутеево). Жители села еще отмечали, что они — «арзамасцы» (Арзамас тебе) или «нижгар». Говорилось о том, что «со стороны Сергача лет 360 тому назад пришли Кариевы, «Шэри нэселе», а со «стороны Тетюш» — еще один “род». 4 предка сюда пришли после «религиозной войны» (дин сугышаннан соң). К этому времени тябердинцы уже жили тут и они были мусульманами. Когда их начали крестить, Мурза (Баймурза), который имел земли и медаль за службу, пошел к царю и прекратил крещение.

Именно он не пустил миссионеров в д.Чутеево (в д.Чутеево были и крещеные, но немного, дворов 15). Они ставили образа только тогда когда приходил поп. Этих кряшен мусульмане обижали. В старину кругом земли были землями д.Тябердино, а сенокосные угодья принадлежали «Сыравыл». Наши старики ходили молиться на кладбище д.Хозесаново и д.Старое Тябердино (Ырым).

[Источник: Молькеевские кряшены. Казань, ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова АНТ, 1993 г.157 с.]

Следующая статьяДеревня Бердыкаево (Саескан, Суксунский район Пермской области)
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя