Автор — Дамир Исхаков
В силу ряда обстоятельств, татарскому обществу настало пора серьёзно задуматься о своём будущем – как о близком, так и более отдаленном. Первая попытка такого рода, связанная с подготовкой «Стратегии развития татарской нации», как известно, не увенчалась успехом.
Но потребность в прогностическом, концептуального характера документе, никуда не исчезла, о чём представители татарской интеллектуальной элиты время от времени напоминают.
Конечно, современная российская действительность не слишком располагает к глубоким размышлением о будущем. У нас не принято заглядывать далеко вперёд, этим занимаются больше англо-американцы, китайцы и индусы, а также евреи, но никак не татары.
Тем не менее, я убеждён, что нам тоже следует выйти из охватившего наше сообщество летаргического сна и сосредоточиться на важнейшей для судеб нации теме о будущем. Понимаю всю ограниченность наших интеллектуальных сил: у нас практически нет сколько-нибудь сильных философов, социологов, политологов и пр., и пр. Если кто и был, те сейчас далече…
Несмотря на эту весьма пессимистическую констатацию, полагаю, что в татарском мире все же имеется тонкий слой лиц, способных размышлять. Именно исходя из этого обстоятельства я и решил взяться за данную весьма непростую тему в расчёте на то, что может удастся начать дискуссию вокруг обширной проблемы будущего татарского сообщества.
«Если татары будут молчаливо взирать на происходящее, судьба их окажется незавидной…»
Исходное положение татар
Чтобы задуматься о будущем, надо естественно вначале обсудить нынешнее положение татарского мира. С сожалением констатирую: фундаментальных аналитических работ на этот счёт у нас нет. А что есть?
Да редкие публикации предварительного характера, основанные больше на личных наблюдениях и впечатлениях, нежели на глубоких научных разработках. Из такого рода публикаций моё внимание в последнее время привлекла статья главного редактора электронного издания Интертат Рамис Латыпова (она была переведена и опубликована на русском языке на «Миллиард. Татар» 8 августа 2024 г.).
Её автор, безусловно являющийся мыслящим человеком, попытался бросить общий взгляд на проблему нынешнего состояния татар. Считаю, что надо пристальнее всмотреться на главные выводы этого автора. А они следующие: сообщество татар консервативно, дух реформаторства его представителями утерян, наша интеллигенция живёт прошлым, к тому же в ведущем звене она сильно состарилась, но молодёжи старшее поколение ходу не даёт.
Везде у нас провалы: национальное образование практически исчезло, в искусстве более или менее живы лишь наши театр и эстрада, а из средств массовой информации только татарское радио выглядит нормально.
В академической науке есть определённые успехи в области языкознания (ИЯЛИ) – словари и пр., но о других сферах гуманитарной науки Латыпов речи не ведет, поэтому и не известно, что он вообще думает об иных сегментах нашей гуманитарной науки.
А там вообще-то успехи есть, например, в разработке национальной истории. Доволен рассматриваемый автор, как я понял, состоянием ислама в республике – ислам в Татарстане, говорит он, бурно развивается, молодёжь всё более втягивается в орбиту влияния исламских институтов… Ну и есть ещё, по мнению Латыпова, некоторое движение в национальной литературе, куда приходят молодые писатели и поэты. Хотя и тут, как он пишет, особых открытий нет. Вот и всё о нашем, так сказать, этнонациональном настоящем. Оно конечно у Р. Латыпова дано очень неполно, но всё же…
Ещё раз повторю, основные тезисы Латыпова:
татарское общество идёт сейчас по пути консервации, сохранения того, что имеется, движения вперёд нет, реформаторство отсутствует. И вообще, как он думает, татары боятся новшеств, живут цепляясь за всё старое. Совсем худо дело с нашими интеллектуальными силами – их не просто катастрофически мало, у нас вообще почти некому задуматься о будущем. К тому же и на татарском языке представители этой группы в большинстве своём не говорят… Короче, татарам похвастать нечем – вот общий вердикт этого ответственного работника республиканского уровня, отвечающего за информационные дела. И он констатировал в общем-то хорошо известную, далеко не радужную картину современного состояния татар.
Стойте, а ведь нынешние татарстанские политики говорят совсем иное – они постоянно сообщают о наших многочисленных «прорывах» и «успехах» (в экономике, в социальных, технологических, информационно-цифровых сферах и т. д.). Кому же верить? Может быть разность оценок связана просто с тем, что состояние сфер, имеющих отношение к национальному бытию, мало зависит (или вообще не зависит) от социально-экономических, технологических и информационных достижений? Вопрос не простой, однако миновать его невозможно.
Но, прежде чем заняться им, следует существенно углубить рассмотренный выше, по большому счёту сугубо журналистский, взгляд Латыпова. Он то ведь только прошёлся по верхушке сонмы проблем, с которыми столкнулись и сталкиваются сейчас татары.
На самом деле заглядывать надо значительно глубже. Если, конечно, мы хотим по-настоящему разобраться с тем, что произошло и происходит с татарами. Попробуем поразмышлять. Не мы одни думаем о состоянии российского общества ведь татары, в своём большинстве, как все мы знаем, есть всего лишь его часть. И что?
А то, что ряд либеральных и не очень российских авторов (многие из них сейчас сидят на Западе), в стремлении понять нынешнее положение россиян углубились вплоть до времён Ивана IV, иногда ещё дальше. Почему? Да потому, что выяснилось – для понимания подлинных истоков современных российских реалий анализа лишь советского и нескольких этапов постсоветской истории оказалась явно недостаточно, всё лежит значительно глубже и имеет гораздо более сложный характер, нежели предполагалось до недавнего времени.
Поэтому, относительно татар тоже надо бы поискать глубинные причины накопившихся у них проблем. Начать надо с советских времён, ибо многие из нас, включая и действующих политиков Татарстана, а также современных наших интеллектуалов, родом оттуда. А когда начинаешь углубляться в это вроде бы совсем недавнее прошлое, сразу выясняется – кроме пары-тройки книг по этому времени, у нас хороших исследований нет. Да и то, что имеется, это больше об экономическом, социальном развитии ТАССР, но никак не об изменениях татарского общества, человека того времени, модернизации его социальной психологии, ментальности и пр.
Не видно и специальных работ о культурно-языковой трансформации татар в ХХ столетии. А ведь изменения во всех сферах были колоссальные. Тут я и сам могу быть экспертом, как-никак за долгую жизнь полевого этнографа объездил более полтысячи татарских селений по всей стране, разговаривал с сотнями стариков, да и сам являлся, так сказать непосредственным наблюдателем нашей советской жизни 1960–1980-х гг.
Правда, мне достался относительно хороший период «развитого социализма». А до того ведь имелись очень мрачные этапы жизни советских татар, о чём я очень хорошо осведомлён в том числе и из статей краеведов, писавших об этом в редактируемый мною журнал «Туган җир. Родной край». Почитаете, убедитесь сами. Пока скажу обобщённо: советский период был для татар весьма неоднозначным этапом, тут, кроме светлых его времен – а они безусловно были – имелись и самые мрачные годы (войны, репрессии, голод, разруха, а также многое иное).
Советская действительность татар должна бы уже получить общую оценку, тем более, как я уже сказал, мы родом оттуда. Но нет, такая оценка отсутствует.
До сих пор толком не писали о том, что нашему народу – крупнейшей после русских в РФ этнической общности, имеющей богатейшую историю, уникальную многовековую культуру, признанную как в тюркском, так и мусульманском мире – многие века пришлось жить в условиях имперского бытия (замечу, что СССР тоже являлся разновидностью империи), когда создание национальной культуры, характерной для всех современных обществ, требовало от нашего народа непомерных усилий, далеко не всегда заканчиваясь успешно. Вспомним только наше национальное образование – с чего оно начиналось, как развивалось в XX в. и куда сейчас пришло…
Перед выбором дальнейшего пути сегодня стоит всё российское общество. Имею в виду не только и не столько геополитический аспект (Запад мы или Восток и т. д.), а внутреннюю динамику нашего общества, трансформацию политической жизни и социального бытия в России.
Между тем, способному размышлять индивиду ясно, что в ядре всех российских проблем политического плана в конечном счёте окажется одна, но главная – как государство и общество выстраивать. Это может быть унитарное, национальное русское государство или разновидность федеративного государства. В последнем случае есть развилка – будет ли это федерацией народов, объединённых в республики, иного рода этнические субъекты, или страна перейдет к безэтничным «землям» (штатам, областям, краям и пр.).
Не вполне исчез и вариант возвращения России к имперскому строю, до 1917 г., кстати, бывшему государством с весьма сложным устройством (внутренние княжества, зависимые ханства и т. д.).
Почему я об этом всём пишу? Да потому, что татарам, коих в стране менее 4%, придётся жить в тех политических рамках, которые будут создаваться этническим большинством, а в обозримом будущем – это русские. То есть, придётся приспосабливаться под выработанные данным большинством условия.
Вот тут пора вспомнить один непреложный исторический факт, о котором часто забывают: русские, являвшиеся скрепом (государствообразующий народ, как сейчас закреплено в Конституции!) Российской империи и империи Советской, именно из-за своего положения каркасного народа, так и не смогли стать нацией в европейском смысле, хотя И. Сталин и пытался этого добиться начиная с 1930–1940-х гг., но не успел…
А без превращения русских – этнического большинства в стране – в современную нацию, создать нормальное буржуазное общество у нас не получится. Это понимают многие действующие российские политики, поэтому русское большинство скорее всего пойдёт по пути нового витка нациестроительства. Этот процесс уже запущен. При таком движении, как это было в современных многоэтничных странах, неизбежны явная или скрытая ассимиляция всяких там «инородцев». И татарам придётся в этом наиболее вероятном случае жить в таких рамках. Если они будут молчаливо взирать на происходящее, судьба их окажется незавидной…
Как мы понимаем, тут даже существование «своей» республики не панацея от ассимиляции, хотя при её наличии ряд вопросов этнического выживания все же решается полегче.
Наконец, вопреки нынешним ограничениям и всяким торможениям выхода России, его народонаселения во внешней мир, нас ожидают, и в достаточно недалёкое время, огромные технологические и сопряжённые с ними иные изменения, в основе которых – переход в цифровое информационное общество. А там жизнь окажется сильно отличной от нынешней – громадные массы трудового народа окажутся не у дел, заменённые роботами, информационными технологиями.
Читать продолжение и принять участие в обсуждении статить вы можете на Дзен-канале Дамира Исхакова (нажимать сюда)