Татары этих деревень Татарстана и Башкортостана чаще всего заключали браки между собой

0
3
В статье рассматриваются межсословные браки татар, проживавших в Киргизской поземельной волости, на основе данных ревизских сказок 1795 года, которые неоднократно привлекали внимание автора. Автор — Тагир Каримов
Исследование показывает, что население этих деревень, зачастую неоднородное по своему сословному составу, вступало в браки с татарами башкирского, тептярского и мещерякского сословий, а также с ясачными татарами из разных регионов. Факты свидетельствуют о тесных связях и общности менталитета татар, имеющих общую историю и происхождение и проживающих в едином этнокультурном пространстве.
Архивные источники опровергают попытки представить сословные наименования как этнос (этническую группу), наблюдаемые в башкирской исторической литературе.
Они показывают, что подавляющее большинство поземельных волостей были татарскими, где существовало единое татарское этнокультурное пространство. Это подтверждается материалами переписей и метрическими книгами, которые многократно использовались в наших исследованиях.
Мы уже отмечали ранее единство татарского этнокультурного пространства, уделяя внимание сибирским, приуральским и казанским татарам разных сословий, по материалам переписи 1762 г. (III ревизия).
Важным дополнительным источником для изучения этой темы служат документы переписи 1795 г. (V ревизия). Ранее мы уже изучали этот источник по материалам Булярской, Еланской и Гарейской поземельных волостей.
Теперь нам предстоит сделать то же самое для Киргизской волости.
В качестве объекта исследования были выбраны деревни
  1. Зириклы,
  2. Нижнезаитово,
  3. Килькабызово,
  4. Ябалаково,
  5. Илишево,
  6. Урметово,
  7. Куручево,
  8. Куяново,
  9. Сакатово,
  10. Актаныш,
  11. Кадыкеево,
  12. Каракашлы,
  13. Кугарчин-Буляк,
  14. Уруссу и Ютаза, относящиеся к трем «округам» Уфимского наместничества и в настоящее время входящие в состав современных Бакалинского, Илишевского, Шаранского районов Башкортостана, а также Актанышского и Ютазинского районов Татарстана.
В таком порядке они будут рассмотрены далее.
Зириклы
В д. Ериклы, Зириклы тож (ныне с. Зириклы Шаранского района РБ) в 1795 г. было зафиксировано 58 душ муж. и 40 жен. пола (в 1782 г было соответственно 51 и 49) ясачных татар.
Первым в списке стоит двоеженец Ахмер Смаилов (68 лет), состоящий во втором браке с дочерью татарина башкирского сословия д. Ильчимбетово.
Двоеженцами были Габдулсалих Сатыев (30 лет), Рамгул Кутуев (34), Рамазан Сафаров (56), Ахмер Сафаров (51).
Зириклинцы вступали в браки с татарами тептярского (дд. Абдуллино «Бирской округи», Зигитяково, Тавларово, Ямады (2 брака)
и башкирского (дд. Ильчимбетово, Киска Илга) сословий,
а также с ясачными татарами дд. Аднагулово, Атня (Забида Гайсина и Мряс Мусалимова; «Казанской губернии Арской округи»), Байряка, Дюрменево, Заитово (5 браков), Кырлаево (Шербан Ишмратова; «Казанской губернии Арской округи»), Мичен (Махтум Рякеева; «Арской округи»), Серды (Ханифа Тюкеева; «Арской округи»), Сикертан (Зюлкагда Илимова; «Казанской губернии Арской округи»), Стерли («Бугульминской округи»), Ташлы, Тойкино («Бугульминской округи»), Токаево, Туба (2 брака; Вятского наместничества «Елабужской округи»), Туба («Казанской губернии Малмыжской округи»), Шитово (Габида Халилова; «Казанской губернии Арской округи»), Ядигарово (Солтана Бектемирова; «Арской округи»).
Как видно, из дальних деревень зириклинцы были особенно тесно связаны с жителями близлежащей к Казань территории.
Всего по этой сказке было 47 душ муж. и 36 душ жен. пола. Далее приводятся сведения о семье Габдуллатыфа Гайсина (42 года), о нем говорится следующее: «Сверх сего показанные в третью ревизию в Ериклы же по особой скаске, но после записавшиеся в мещанство. Напоследок же по указу Уфимской казенной палаты от числа июля 1795 год,а включенные опять в первобытное состояние – ясашные татара».
Последними записаны сыновья отставного солдата Абдуша Уразаева и «перешедшие в 1795 году … Бирской округи из деревни Гулюковой ясашные татары» (семья Адила Бикметева (66 лет)).
В последней цитате необходимо обратить внимание на д. Гулюково (ныне Дюртюлинского района РБ), которая, по нашим сведениям, относится к Шамшадинской волости. По сведениям 1816 г. в этой деревне проживали «тептяри из татар» (20 душ муж. пола), «мещеряки» (17) и «башкиры» (12).
Теперь мы знаем, что в сословный состав деревни в XVIII в. входили и ясачные татары, но к 1816 г. они ее покинули.
Кроме ясачных татар, в д. Зириклы в 1795 г. проживали жители тептярского сословия (37 душ муж. и 45 душ жен. пола) – потомки ясачных татар, учтенных в ревизской сказке 1762 г.
Первой в списке стоит семья Усмана Умерова (71 год), его сын двоеженец Бектемир (23) женат на 13-летней Минлибеке Сулеймановой («деревни Кучуковой тептярская дочь») и 20-летней Голте Субханкуловой (дочь «тептяря» д. Верхней Ташлы).
Далее даны сведения о семьях Смаила Атнашева (45), братьев Ермухаммета (28) и Зяркея (23) Сафаралеевых, Мавлюта Камаева (58), Габита Килменева (56), двоеженца Забира Камаева (43), Калчебая Камаева (скончался в 1783 г.), братьев Гамара (63), Башира (53; сын Хабибулла женат на дочери татарина башкирского сословия д. Ильчимбетово), Гусмана (скончался в 1788 г.), Галия (51) и Егафера (48) Кутлуметовых, Апсаляма Аблаева (35), Мустакима Мустафина (38) и Гайсы Госманова (в источнике «Гойсманов»; скончался в 1783 г.).
Итак, в д. Зириклы по сведениям 1795 г. общая численность населения составляет 95 душ муж. и 85 душ жен. пола обеих сословий. Эту информацию из первоисточника следует взять за основу; другая опубликованная информация не отражает точной численности. Например, энциклопедический портал «Башкортостан» сообщает, что «в 1795 году в 30 дворах проживало 139 человек», что неверно.
Заитово
В 1795 г. зафиксированы две деревни Заитово с татарами тептярского сословия. Здесь речь пойдет о д. Заитово (ныне Нижнезаитово Шаранского района РБ), расположенной на территории Киргизской волости (другая относится к Кыр-Иланской волости).
Заитовцы вступали в брак с татарами тептярского (дд. Аюпово «Бугульминской округи», Бятки, Заитово, Калшалы («Талталы»), Ксюково, Куручево, Куяново, Кызыльяр «Бугульминской округи» (2 брака), Наратасты, Новое «Бугульминской округи» (2 брака), Сапеево «Бугульминской округи», Сарсаз, Смаилово (2), Стерлитамак «Бугульминской округи» (2 брака), Ташлы, Тупеево, Улканово, Чуево, Янтемирово, Япрыково)
и башкирского (дд. Букаево, Заитово, Исергапово «Бугульминской округи», Кугарчин-Буляк, Кызыльяр «Бугульминской округи», Муллино, Новое «Бугульминской округи», Тупеево) сословий,
а также с ясачными татарами дд.Байряка Бакрыклы»), Еремкино, Исергапово «Бугульминской округи», Кугарчин-Буляк. Минлигул (27 лет) женился на Минлибике Миняевой (35), дочери ясачного татарина д. Чутай Вятского наместничества. Двоеженец Валит Халилов (43 года) имел жен из разных сословий: первая жена Рабига Ягоферова была дочерью татарина башкирского сословия д. Исергапово, а вторая жена – дочерью ясачного татарина д. Нурбер Вятского наместничества.
Двоеженец Мансур Ильметев (1735–1790), который в ревизской сказке 1762 г. значился под фамилией Юлметев, также сочетался браком с жителями разных сословий: в первый раз он женился на дочери татарина тептярского сословия д. Токтагулово, а во второй раз – на жительнице д. Курса Казанского наместничества. Всего в д. Заитово в 1795 г. проживало 35 души муж. и 43 души жен.пола (в 1782 г. – 36 мужчин и 34 женщины) татар тептярского сословия.
Браки жителей д. Заитово показывают тесное общение татар башкирского, тептярского и других сословий из разных наместничеств (губерний). Расстояния никогда не были для них преградой. Трудно представить, сколько дней и ночей заитовцы проводили в пути, чтобы добраться до Корсы (ныне Арского района РТ) или Чутая (Балтасинского района РТ) и привезти оттуда невесту!!!
Другую группу в рассматриваемой д. Заитово в 1795 г. составляли ясачные татары, насчитывавшие 41 душу муж. (семьи Араслана Исянгулова (1727–1784 гг.), Султаная Курбанаева (1728–1789), братьев Субханкула и Салиха Исламгуловых, Насыпа Уразаева и др.) и 34 души жен. пола (в 1782 г. их было 38 и 35 соответственно).
Ранее мы видели Султаная Курбанаева в ревизской сказке 1762 г. среди жителей Казанского уезда, которые по припуску вотчинника Киргизской волости Заита Устимова и его товарищей переселились в его д. Заитово.
В 1795 г. брачные отношения наблюдались с татарами тептярского сословия (дд. Еремкино, Зириклы (2 брака), Кас-Илга), с ясачными (дд. Байряка, Еремкино, Зириклы (2), Кугарчин-Буляк) и служилыми (дд. Верхние Ташлы (2 брака), Ташлы) татарами.
Ябалаково
В д. Ебалаково (ныне с. Ябалаково Илишевского района РБ) в 1795 г. насчитывалось 26 душ муж. и 21 душа жен. пола татар тептярского сословия команды старшины Ибатуллы Илкеева «Бирской округи» (в 1782 г. их было соответственно 20 и 18).
Первыми в список жителей включены наследники Исхака Асянова (1714–1794). Жена Исхака была дочерью татарина тептярского сословия д. Киргизово, его сыновья Ильяс и Идрис женились на дочерях татар этого сословия, соответственно Аккузево и Киргизово.
Остальные жители создали семьи с татарами тептярского (дд. Аишево (2 брака), Базытамак, Исансупово («Исянсифово», Янгызнаратово), Илишево, Киргизово, Нугаево), башкирского (д. Ябалаково) и мещерякского (д. Киргиз) сословий разных деревень.
Кроме перечисленных, названы также дд. Кадыкеево, Новое и Токмаково (в них сословие жителей не показано).
Илишево
В д. Илишево (ныне Илишевского района РБ) в 1795 г. проживало 36 душ муж. и 42 души жен. пола татар тептярского сословия команды старшины Ибатуллы Илкеева «Бирской округи» (в 1782 г. их было соответственно 33 и 34).
Илишевцы женились на татарках башкирского (дд. Апсалямово, Аткулово, Зигитово, Илишево (2 брака), Исеметево, Исенбаево, Кадыкеево, Кузекаево, Мрясево, Токтагулово, Чириккул, Шадали),
тептярского (дд. Атасево, Биктовово, Ебалаково, Иркаево, Бишкумачево, Киргизово (2), Надырово)
и мещерякского (дд. Кипчаково (3), Надырово) сословий разных деревень.
Мрадым Муртазин (45 лет) отмечен как троеженец, но его вторая жена вышла замуж за другого «после увольнения мужа», а третью жену он взял из д. Бишкумачево (в источнике «Кумачево») «Мензелинской округи». Габдулзялил Ибрагимов (34), женился на дочери ясачного татарина д. Мамляш округи» не указано).
Кроме них здесь проживали еще ясачные татары (24 души муж. и 25 душ жен. пола), тесно связанные с Казанским уездом (известно, что они переселились оттуда еще до III ревизии).
Итак, ревизские сказки дд. Илишево и Ябалаково содержат множество названий деревень «Мензелинской округи», что указывает на тесные связи и общность менталитета татар двух территорий, имеющих общее происхождение и историю.
Кроме Илишево, в команду старшины Ибатуллы Илкеева входили татары тептярского сословия следующих деревень:
  • Абдуллино (102 души муж. и 96 душ жен. пола в 1795 г.),
  • Игметово (72 и 56),
  • Киргизово (99 и 75),
  • Кошбахтино (33 и 30),
  • Смаилово (52 и 45),
  • Алькашево (72 и 68),
  • Чюево (71 и 51),
  • Базытамаково (100 и 104),
  • Надырово (46 и 39),
  • Меняузово (27 и 32),
  • Телекеево (30 и 34), Аю (22 и 22),
  • Ебалаково (26 и 21),
  • Синиряново (2 и 1),
  • Аккузево (36 и 40),
  • Турачево (94 и 101),
  • Исемметово (43 и 30),
  • Буралино (4 и 6),
  • Еркеево (45 и 48),
  • Биктово (19 и 6 соответственно),
  • Актаныш (4 душ муж. пола), всего 1035 душ муж. и 947 душ жен. пола (в 1782 г. их было соответственно 845 и 714).
В списке 1816 г. они записаны «из татар тептярями и бобылями» в следующих деревнях:
  • Абдуллино (136 душ муж. пола),
  • Аккузево (55),
  • Актанышево (1),
  • Алькашево (86),
  • Базытамаково (128),
  • Биктово (19),
  • Буралино (6),
  • Ебалаково (35),
  • Еркеево (50),
  • Игметово (94),
  • Илишево (29),
  • Исемметово (51),
  • Киргизово (111),
  • Медведево (30),
  • Меняузово (28),
  • Надырово (39),
  • Смаилово (48),
  • Телекеево (49),
  • Турачево (93),
  • Чуево (77 соответственно).
Продолжение статьи можно прочитать, а также принять участие в её обсуждении, на Дзен-канала Дамира Исхакова (нажимать сюда)
Предыдущая статьяВ этих деревнях востока Татарстана и запада Башкортостана старшины Суюндука Тукбаева точно проживали татары
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя