Таинственный Саййид-Ата (Баба-Туклес?), подпитавший татарскую Золотую Орду Узбек-хана исламом

0
0
В своё время видный отечественный тюрколог В.В. Бартольд написал до сих пор до конца не понятую историками фразу: «…может быть <распространение ислама в Улусе Джучи> было больше связано с влиянием турок (т.е. тюрок – Д.И.) Хорезма и Средней Азии, чем влиянием Волжских Болгар.
В.В. Бартольд был прав – действительно, в исламизации государствообразующего татарского (татаро-монгольского) сословия Золотой Орды решающую роль сыграли выходцы из мусульманских кругов Хорезма, в целом Средней Азии.
Автор — Дамир Исхаков
С ними, то есть, выходцами из мусульманских кругов Хорезма, в целом Средней Азии, связано и формирование в Золотой Орде института сейидов, сохранившегося также в позднезолотоордынских тюрко-татарских государствах, возникших в результате распада Улуса Джучи в первой половине XV в.
В данном случае нашей основной задачей является выяснение преемственности между золотоордынским и постордынскими институтами сейидов, чему в исторической литературе уделено ещё недостаточное внимание. А такая преемственность связана с легендарной фигурой Саййид-Ата. Поэтому необходим выяснить и его личность.
Как Золотую Орду исламизировал Узбек-хан
Следует кратко сказать о том, когда и как произошла «окончательная» исламизация Улуса Джучи. Понятие «окончательная» исламизация применяется нами в связи с констатацией полного завершения процесса принятия ислама политически господствовавшем в Золотой Орде татарским сословием при хане Узбеке (1312–1342), в отличие от более ранней частичной исламизации в этом государстве, происшедшей при хане Берке (1257–1266).
Несмотря на то, что в разных источниках принятию ислама «илем и улусом» Узбек-хана уделено определённое внимание, нам сейчас целесообразно остановиться на собственно тюрко-татарских источниках, ибо именно они позволяют раскрыть некоторые важные для нашей темы стороны этого эпохального для Золотой Орды и его правящего сословия, события.
Таких источников не так много, к тому же они относятся не к самому времени принятия ислама при Узбек-хане, а к гораздо более позднему времени, что, естественно, создаёт определённые трудности в интерпретации исторических сведений, содержащихся в них.
Но с другой стороны, в них имеются уникальные сведения, в том числе о Саййид-Ата, отсутствующие в работах внешних наблюдателей более раннего времени.
Начнем с сочинения хорезмского историка Утемиша-хаджи «Кара таварих» (оно известно также под названием «Чингиз-наме», «Тарих-и Дост-султан»), созданного в 1550-х гг. Об этом труде весьма подробно написал американский историк Девин Де Виз, к тому же он сейчас издан, что избавляет нас от необходимости его детального анализа, позволяя сосредоточиться на необходимых для нашего исследования моментах, содержащихся в нём.
В этом сочинении в начале рассказывается о предыстории возведения Узбек-хана на ханский престол в Золотой Орде, причём в весьма сложных условиях. Затем автор труда переходит к самому событию – принятию ислама в государстве Узбек-ханом и его народом.
Так вот, всё начинается с некоего «меджлиса», устроенного ханом и проходившим при участии «неверных колдунов», а также «неверных жрецов», то есть, немусульман, которых Узбек почитал тогда за «своих шейхов». Из-за того, что некий напиток, скорее всего, медовуха, которую потребляли собравшиеся на это мероприятие, почему-то не вытекала из какого-то аппарата, причина была найдена в том, что процессу мешало присутствие на меджлисе какого-то мусульманина.
Был проведён обыск, позволивший обнаружить четверых «чужой внешности», которые после приведения их к хану, признались, что пришли туда для обращения хана в ислам. Эти четверо названы тут также «вәли»/«вәликә» и «газиз».
В возникшей острой ситуации было проведено весьма своеобразное испытание крепости вер, в результате победу одержал один из четверых «чужаков» по имени Баба-Туклес. Ещё до этого про прибывшую в ставку хана Узбека четвёрку, в источнике говорится:
«… на четверых святых, которые были из святых того времени, снизошло от Аллаха Всевышнего [такое] откровение: «Пойдите и призовите Узбека к исламу!».
В итоге, «как увидели это (результат испытания – Д.И.) все люди с ханом во главе … вцепились тут же в подолы шейхов и стали [все мусульманами]». Рассказ заканчивается воспоминанием о первом обращении в ислам при хане Берке «племени Узбекском», затем, по мнению Утемиша-хаджи, обратно ставшем «отступниками».
Но, заключает Утемиш-хаджи, «… не претерпевал уже изменений ислам племени Узбекского с этого момента, когда стал мусульманином Узбек-хан».
Из приведённого выше явно легендарного рассказа обращают на себя внимание четверо «святых», они же «газизләр», «вәлиләр», «шейхи».
Кто такой Баба-Туклес?
Имя одного из них нам уже известно – это Баба-Туклес. Так как именно эти четверо сыграли ключевую роль в исламизации Улуса Джучи, следует выяснить, кто это такие были. Нас, конечно, особенно интересует Саййид-Ата. Для этого нам придётся обратиться к некоторым другим, «внутренним» для постордынского политического пространства, источникам.
К ним можно отнести труд Мирзо Улугбека «Тʼурт улус тарихи» и восходящее к нему сочинение «Шаджарат ал-атрак», написанные около середины XV в. Так как «Шаджарат ал-атрак» в интересующем нас плане переведён на русский язык, а его текст буквально повторяет аналогичное место из труда Улугбека, мы приведём цитату в начале из первого сочинения.
Там сказано, что спустя 8 лет после восшествия хана Узбека на престол, он «удостоился чести принять ислам», как и «люди иля и улуса <этого хана>, … большая часть <которых> удостоилась счастья принятия ислама». И произошло это в 720 г.х., «соответствующему тюркскому году курицы», «под руководством ученика (талиб) святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Занги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высшие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господству (?) миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Занги-Ата».
Принять участие в обсуждении и продолжение статьи читать на Дзен-канала Дамира Исхакова
Предыдущая статьяПотомки татарского вотчинника Исергапа Солтанаева в Татарстане и Башкирии не башкиры, а татары
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя