Перед тем как говорить о родословных племени или рода Минг, обратимся к историческим сведения о них. Племя Минг и её этноним известны среди тюркских народов, таких как узбеки, казахи (Мың Җүз), ногайцы (Мынъ), хакасы (Мунъ-Аари) и других. Автор — Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора «Нугай Урдасы»)
Истоки Мингцев
Народ племени Минг пришёл с войсками Батыя и в 1243 году стал одним из создателей государства Золотая Орда. После образования нового государства Батый выбрал столицей небольшой город Болгар, расположенный на берегу Волги. Когда город стал столицей, он начал расти и развиваться. В этот город и его окрестности к болгарам и суарам, жившим там, присоединились татарские племена — Кунграты, Мингцы, Кыяты, Табынцы, Уйшины (Шэн), Бадрак и другие рода. Согласно языковым материалам, до прихода татар в эти местах, у нас не вызывает сомнений наличие здесь племён, близких к татарам, таких как кипчаки и огузы.
Новое государство стимулирует процесс формирования нации и народа на новом уровне. Уже к 1243 году болгарские племена, испытывающие влияние кипчаков и огузов, начинают ориентироваться на татар. Ход этого процесса был проанализирован лингвистически по языку мусульманской эпиграфики Среднего Поволжья в 1280—1359 годах.
Утверждения некоторых советских и русских историков о том, что татары полностью уничтожили болгар, остаются лишь вымыслом. Татары не уничтожили болгар и на протяжении около 120 лет оставили их языки в свободном использовании.
Тем не менее, татары, принявшие ислам раньше болгар и достигшие более высокого уровня культуры, мирно сосуществуют с болгарами. В городах татарский язык продолжает существовать как официальный государственный и разговорный язык, оказывая сильное влияние на булгарский язык.
Татарский язык обладает богатым, красивым и религиозным литературным наследием. Татарские поселенцы также приходят в булгарские деревни вокруг города Булгар, создавая названия деревень под влиянием двух языков. Это подтверждается фактами из материалов надгробий. Например, в двух текстах надписей на булгарском языке, найденных на кладбищах города Булгар, можно выделить два факта, свидетельствующих об этом процессе.
Одна из них сохранена в эпитафическом тексте 1309 года. В этом тексте мы выделили фразу «Мун Суар йали», то есть «деревня Мөн Суар». Здесь «Мун//Мөн» — татарский этноним, «Суар» — этноним племени суар (булгар), а «йали» соответствует слову «деревня» на болгарском языке. Слово «йал» в булгарском языке до сих пор используется в значении «деревня» в современных чувашском и марийском языках.
В надписи слово «мун» написано с огубленным звуком «у». В ногайском языке оно сохранилось в форме «мынъ». В татарском языке используются его формы-варианты: мән, мен, мең, менг. На чувашском языке слово «ме́н» произносится как «пин».
Приведём также фразу «Мун Бүләр йали» с камня 1329 года, найденного среди руин города Булгар. Мы посчитали необходимым немного исправить этот текст. Ранее его читатели воспринимали как «Мун Бүләр Бәлим ар».
Однако в написании слова «Бәлим ар» заметно, что точка над первой буквой испорчена, буква «м» не видна, а окончание «ли» читается очень четко. Слово «ар» является компонентом имени «Әхмәт», которое должно читаться как «Әрәхмәт», то есть сегодня это будет Ир-Әхмәт.
На основании этих исправлений мы считаем слово «Бәлим» как «йали», то есть деревня. Таким образом, наш второй пример понимается как деревня Мөн-Бүләр. Это означает, что надгробные камни подтверждают существование булгарских деревень в этот период, состоящих из татар и булгар. Подобная ситуация наблюдается и в эпитафической записи из деревни Большие Яки («Олы Җәке»), сохранившейся с 1552 года, где указано: «Ике Дабын-Йәкемезди Суфый углы Харакай». В настоящее время древнее название деревни «Йәке» произносится как «Җәке».
Таким образом, во времена Золотой Орды следы племени Минг хорошо сохранились в эпитафических записях.
Из документов, попавших в руки археографа Сайета Вахиди, выясняется, что современная деревня Мең(Миннярово — тат. Меңнәр???) в Актанышском районе была переселена из деревни Кабан (Малый и Большие Кабаны?), которая относится к нынешнему Лаишевскому району.
Происхождение этого племени очень тесно связано с историей Ногайской Орды. Конечно, история народов, создавших её, была и до образования племени Минг, однако в тот период это сообщество именовалось другими названиями.
Мингцы: исток от Чингисхана
В татарских письменных источниках этноним Минг упоминается в произведении «Дафтар Чингиз-наме». В нём говорится:
«…Чингиз-хан сказал Урдач-бию: „Эй, тысячеколчанный Урдач-бий! Прозванный так за то, что, будучи безмерно богатым, выводил с собою тысячу воинов, пусть твоим деревом будет береза, птицей – ястреб, боевым кличем – ‘Алач!’, тамгой – пара птичьих ребер. Вот ее свойство: ”».
Родословные племени Минг известны в татарском народе в нескольких версиях, и в каждой из них основным предком является Урдач бей. Поэтому все родословные, связанные с именем Урдач бей, можно отнести к племени Минг или её роду.
Тексты родословных Урдач бея известны татарским историкам и представлены в следующем порядке.
Мингцы у татарских историков
Среди рукописей известного историка Шигабутдина Марджани сохранился один старый текст, написанный на арабской графике, написанный в 1860-х годах:
«Урдач бей. Его сын Татбуга бей. Его сын Санкысин бей. Его сын Казанпар бей. Его сын Сакый бей. Его сын Сарун бей. Его сын Минг Болыт бей. Его сын Гали бей, один из них Икшер бей, другой Башар бей.
У Гали сын Иклек бей. У Иклека один сын Ходайбак бей, другой — Эджкыртык(Өҗкортык) бей, третий — Абыз бей. У Эджкыртык сын Чуплек бей. У Чуплек один сын Йайык бей, другой — Кадыйр бей, третий — Мингле бей, четвертый — Идул бей».
Известный татарский историк Хади Атласи также имел в своем распоряжении одну рукопись родословной. Он использовал её в своем труде «Казан ханлыгы»; рукопись, вероятно, была найдена в Альметьевском и Бугульминском районах
«Урдач бей, его сын Кучкары бей, его сын Агым бей, его сын Исән бей, его сын Шэгер(Шөгер) бей, его сын Махмут бей, его сын Джилдар(Җилдар) бей, его сын Джагфар(Җәгъфәр) бей, его сын Исхак бей, его сын Тайшан бей, его сын Кадер бей, его сын Хасан бей, его сын Болыт бей, его сын Болгак бей, его сын Сакым бей, его сын Сангусин бей, его сын Сатылган бей, его сын Сасбога бей, его сын Гарай бей. У него было трое сыновей: старший сын Чупай бей, второй сын Кортка бей, третий сын Бикмус бей. У него есть сын Казанфар бей. У него четыре сына: один — Куджа (Куҗа) Бакый, другой — Байбакты, третий — Дистан, четвертый — Кодаш бей…» (текст сокращен — М. А.).
Сравнивая эти два текста, не возникает сомнений в том, что они принадлежат одному роду. Однако родословная не записывалась с древних времен и существовала в устной традиции, а была зафиксирована только в XIX веке. Текст написан на чистом татарском языке с точки зрения лексики, морфологии и фонетики.
Прочитать продолжение статьи, а также принять участие в её обсуждении вы можете в личном Дзен-канале Дамира Исхакова













