Тюменские власти требуют убрать постройки исторического комплекса сибирских татар «Искер», включая мечеть хана Кучума
«На сегодня ведется работа по урегулированию данного вопроса», — комментирует глава исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров судебный иск администрации Тобольского района Тюменской области против региональной татарской общественной организации «Наследие», которую хотят обязать снести целый ряд объектов историко-мемориального комплекса «Искер» на территории бывшей столицы Сибирского ханства. Формальные мотивы обращения в суд связаны с нарушениями норм строительства и эксплуатации комплекса, однако речь идет о татарском наследии в регионе. О том, как «Искер» вновь оказался в центре внимания после скандального августовского демонтажа памятника царице Сузге, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Пришли» за мечетью
В Тюменской области разгорается новый скандал вокруг историко-мемориального комплекса сибирских татар «Искер», расположенного в 19 км от Тобольска, в пределах исторической территории столицы Сибирского ханства до конца XVI века Искер, ныне памятника археологии «Кучумово городище».
Администрация Тобольского района обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с требованием снести мечеть им. хана Кучума и еще 6 объектов. По сути, это означает, что не станет самого комплекса. Иск к региональной татарской общественной организации «Наследие» по Тюменской области (РТОО «Наследие») был подан еще 24 сентября.
Из материалов дела следует, что сотрудники госуправления строительства области в ходе выездного обследования 29 августа выявили, что часовня-мечеть, памятный знак в виде шлема хана, гостевой дом, трансформаторная подстанция, контрольно-пропускной пункт, нежилое помещение, недострой из блоков и здание с вывеской «Чайхана» построены без разрешительных документов и с нарушением градостроительных норм. Причем земельный участок относится к особо охраняемой территории, на которой можно было строить только мечеть и памятный знак. И то срок разрешения на строительство истек 7 ноября.
Согласно материалам дела, мечеть готова на 55% (площадь застройки — 323,2 кв. м), памятник — на 10% (площадь застройки —155,5 кв. м). Одноэтажный гостевой дом площадью 40,7 кв. м, двухэтажное нежилое здание в 241,3 кв. м и трансформаторная подстанция площадью 17,5 кв. м были достроены еще в 2013 году. Самая ранняя запись о начале строительства мечети в соцсетях председателя совета РТОО «Наследие» Шамсутдиновой датируется 2012 годом. С тех пор объект на пожертвования продолжали строить, и в 2024-м там проходили мероприятия.
В иске районной администрации указано, что отсутствие разрешительной и проектной документации и возведение объекта без учета правил землепользования, застройки и санитарно-эпидемиологических требований создают опасность жизни и здоровью людей при последующей эксплуатации. В связи с этим через суд добиваются признания построек самовольными и в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать РТОО «Наследие» снести объекты. В случае неисполнения судебного акта организацию хотят штрафовать на 50 тыс. рублей ежедневно, пока решение суда не будет исполнено.
Следующее заседание назначено на 24 декабря. В администрации Тобольского района нашей газете ситуацию не прокомментировали.

«Постоянная борьба была: то землю не дадут, то дорогу перероют, то снос»
Напомним, историко-мемориальный центр «Искер» оказался в центре внимания еще в августе, когда с его территории перед XV международным фестивалем историко-культурного наследия сибирских татар «Искер-җыен» вывезли трехметровый бронзовый памятник Сузге-ханым (жене правителя Сибирского ханства Кучума — известного противника покорителя Сибири, атамана Ермака). Тогда председателя совета РТОО «Наследие» Шамсутдинову обвиняли в его самовольном установлении, а в патриотических СМИ и пабликах случилась целая серия публикаций на тему того, что нельзя ставить памятники «врагам российского государства», а трехметровый монумент Сузге чуть ли не ставит под сомнение единство страны, на эту тему в «Бесогоне» даже высказался Никита Михалков.
Демонтаж памятника Сузге и нынешние требования властей связаны между собой, уверена Шамсутдинова. «После Сузге шоковые наезды были, — рассказала она „БИЗНЕС Online“. — В Искере проверку провели 20 федеральных служб. Управление строительства начало с проверки не введенных в эксплуатацию некоторых зданий, в том числе чайханы — трапезной при мечети для гостей, паломников и служителей. Сначала они говорили, что мы ведем неправильную работу, потом проверила и налоговая, и Ростехнадзор. В конце сентября тобольская районная администрация подает на нас исковое заявление, чтобы снести все объекты. И арест наложили, чтобы мы никакие действия не могли делать. Они ссылаются на то, что аренда земли закончилась».
По словам собеседницы нашей газеты, она говорила с главой Тобольского района Андреем Ходосевичем, которого назначили на эту должность в октябре. И он в разговоре с ней якобы успокоил, что администрация ничего сносить не собирается. При этом Шамсутдинова напоминает, что за 20 лет общественной работы прошла более 40 судов. «Постоянная борьба была: то землю не дадут, то дорогу перероют, то снос», — возмущается она. По мнению председателя совета РТОО «Наследие», из татарских общественников искусственно пытаются «лепить экстремистов и сепаратистов».
При этом в октябре Тобольский горсуд осудил ее за разжигание межнациональной розни (ст. 20.3.1 КоАП РФ). В ходе проверки Тобольская межрайонная прокуратура установила, что Шамсутдинова систематически публиковала на своей странице в «ВКонтакте» информацию провокационного характера, а также возбуждала ненависть и вражду к процессу вхождения Сибири в состав российского государства, к людям, осваивавшим Сибирь, в том числе к Ермаку и его сподвижникам. Кроме того, суд решил, что установка памятника Сузге «вызвала широкий общественный резонанс и межнациональное напряжение в СМИ летом 2025 года». В итоге Шамсутдинову оштрафовали на 17,5 тыс. и обратили скульптуру в доход государства. Однако апелляционный суд вынес постановление о том, чтобы вернуть скульптуру царице собственнику — РТОО «Наследие».
«20 ноября министерство юстиции нас (РТОО „Наследие» — прим. ред.) проверило, выдало акт обследования по 25 пунктам. У нас забрали список членов организации, пропустили на экстремизм — ни одного замечания. Единственное, нам сделали предупреждение о том, что наша символика совпадает с символикой Тюменской области. Мы уже внесли изменения в устав. Больше никаких замечаний нет», — отметила Шамсутдинова.

«Думаю, что такого не должно быть, особенно сегодня»
Что касается позиции всемирного конгресса татар (ВКТ), то летом в разгар скандала с памятником жене хана Кучума здесь указывали, что его установка — это личная инициатива общественницы Шамсутдиновой, но одновременно указывали на ее роль в сохранении татарского наследия в Сибири. «В то же время надо признать, что Луиза Шамсутдинова проделывает большую работу: организовывает международный фестиваль историко-культурного наследия сибирских татар „Искер-җыен“, мечеть построила, комплекс возвела, проводит научно-практические конференции. Это способствует объединению сибирских татар, которые являются неотъемлемой частью татарского мира», — говорил тогда руководитель исполкома ВКТ, депутат Госсовета РТ Данис Шакиров.
Накануне в разговоре с «БИЗНЕС Online» он напомнил, что историко-мемориальный комплекс «Искер» имеет важное значение для татарского народа и потому нужно его сохранить. «Он имеет консолидирующий фактор для многонациональной и многоконфессиональной России. На сегодня ведется работа по урегулированию данного вопроса», — коротко прокомментировал он ситуацию.
«Мемориальный комплекс „Искер“ входит в список туристических объектов, — напомнил нашему корреспонденту историк, главный редактор журнала „Туган җир“ Дамир Исхаков. — Другого татарского центра здесь нет. Был Чинги-Тура (средневековый город XII–XVI веков, расположенный в Западной Сибири, после завоевания Российской империей он был переименован в Тюмень, — прим. ред.), теперь он остался под застройками, его невозможно показывать. Тобольск — выигрышный вариант. Место хорошее, тем более Искер находится не в самом городе».
Исхаков указывает на еще одну важную символическую деталь: «Другое название Искер — это Сибирь, город Сибирь, это уже само по себе важное наименование, потому что отсюда идет наименование огромной территории, зарыть эти исторические факты невозможно. Кроме того, продолжает наш собеседник, это место играет важную роль для тюрко-татарского мира, кроме того, именно при хане Кучуме ислам стал государственной религией Сибирского ханства, т. е. местные мусульмане именно через это место контактируют с остальным мусульманским миром.
«Плюс ко всему Искер является общероссийским памятным местом, это и в XIX веке признавалось. Об этом писали местные историки. Не татары, кстати, а местные русские историки писали об общей значимости этой территории», — резюмирует Исхаков.
«Мы обращались к главе района. Он сказал, что суд еще никакого решения не выносил. И [удивлялся] почему мы верим желтой прессе», — сказала нашему корреспонденту историк, председатель совета тобольской городской общественной организации «Национально-культурная автономия сибирских татар» Зайтуна Тычинских. По ее словам, народ возмущен происходящим. «Я думаю, что такого (сноса комплекса — прим. ред.) не должно быть. 24 декабря должен состояться суд, и, я надеюсь, разум возобладает. Это ненормально, когда на земле коренного народа хотят снести святыню! Возмущаются не только татары, но и русские. Думаю, что такого не должно быть, особенно сегодня», — уверена Тычинских.
Источник: Бизнес-онлайн













