В статье рассматриваются изменения в сословности населения двух татарских деревень в течение второй половины XVIII в. Ясачные татары д. Нугушево сначала были записаны «тептярами», а в 1795 г. переведены в башкирское сословие. Тогда же представителями последнего сословия стало небольшое количество «тептярей» д. Туктагулово. Данные факты важны потому, что в исследованиях некоторых авторов актуальные вопросы формирования башкирского сословия сознательно игнорируются и сословность тенденциозно преподносится как этничность.
Автор — Каримов Тагир Тимергазимович
Актуальность исследования данного вопроса возникла в процессе написания книги «Знай прошлое Катаево» (на татарском языке). В ней подчеркнуто, что часть «тептярей»-катаевцев Белебеевского уезда Оренбургской губернии обратилась в вышестоящие инстанции с просьбой «о переводе в башкирское звание» (выделено автором).
Здесь же мы указали, что в своем стремлении перейти в привилегированное башкирское сословие они не были одиноки, и в качестве примера привели сведения по д. Туктагулово того же уезда.
Для большей ясности особо подчеркнем, что поселений с таким названием в Белебеевском уезде было два: одно ныне входит в состав Бакалинского, другое – Туймазинского района РБ. Интерес к происхождению туймазинской деревни объясняется тем, что история возникновения одноименной с ней деревни Бакалинского района ещё в 1993 г. нами была изучена и опубликована в Бакалинской районной газете.
Более детальное изучение истории деревни Туймазинского края показало, что Туктагулово взаимосвязана с д. Нугуш: зафиксированные в 1795 г. третьим туктагуловским ревизским списком жители последней тогда же перешли в башкирское сословие.
В опубликованных книгах данный факт отсутствует: здесь имеем в виду общеизвестный труд башкирского историка Анвара Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», где как раз дается краткая историческая справка по этой деревне.
Относительно этой деревни данный автор пишет следующее:
«Д. Нугуш («Туктагулово тож») являлась выселком из д. Туктагулово. В 1795 г. она состояла из 12 домов, где жили 54 мужчины и 48 женщин. Все – башкиры.
В 1816 г. их было 105 человек при 11 дворах,
в 1834 г. – 142 (12 домов), по другим данным, в 50 дворах 479 башкир, в
1859 г. – 189 (21 двор),
в 1870 г. – 197 башкир при 35 дворах.
К 1920 г. ее нет в материалах переписи».
Позднее все эти не совсем корректные сведения полностью перекочевали в книгу «История башкирских родов. Канглы. Том 5.» (далее – «Канглы»).
Однако данные сведения нуждаются в серьезном дополнении и корректировке. Обратимся к первоисточникам. В документе III ревизии (1762 г.) по д. «Нугушевой, что на речке Нугуше» зафиксировано 26 душ муж. Пола ясачных татар, в том числе Масягут Чуреев (78 лет), его сыновья Гайсар, Мунасып, Абдул, Рафик (сын Куруча[й]), Байряш (сын Муслюма), Ижбулда (сын Ишалия) и его сыновья Мадияр и Килдияр , Камай Сюлюков, Нияз Биккенин и его сыновья Надыр, Кадырмет, Надырмет, Мансур, Бакый, сыновья Надыра Абдал, Рафик, Мунасып Надыровы, Абдрашит Надырметов, Хамит Мансуров, Абит Бакиев, Фейзулла (сын Ишимбая Якупова), Мукмин, Ишмухамет и Бикмухамет (все трое сыновья Муксима).
В ведомости периода пугачевского восстания, содержащей сведения III ревизии, деревня называлась Нугушево, а ее жители (26 душ муж. пола ясачных татар) числились под командой старшин Юлдаша Ижболдина и Ишкильды Илмурзина.
В д. Туктагулово («что на речке Нугуш») команды старшины Исмаила Уразметова насчитывалось 40 ревизских душ. К слову, тогда же в деревнях Токтагулово и Катаево (ныне с. Тактагулово и с. Старокатаево Бакалинского района РБ) было соответственно 46 и 44 душ муж. пола ясачных татар .
Как видим, из-за разности в написании одинаковые названия несколько различаются (Туктаголово и Токтагулово; здесь и далее они будут написаны в точном соответствии с архивным источником).
В документе V ревизии деревня зафиксирована «под названием Нугуш Токтагулово», а её жители включены в третий «тептярский» список д. Токтагулово.
В этом списке, состоящем из 43 душ муж. и 44 – жен. пола (по 4 ревизии) во главе с вышеназванным Гайсаром Масягутовым (далее за ним следуют Ижбулда Ишалин, Кадырмет Ниязов, Фейзулла Ишинбаев, Мукмин, Ишмухамет и Бикмухамет Муксиновы, Камай Сюлюков, Салих Сагитов), говорится, что в 1795 г. по указу казенной палаты они «выключены в башкирской род» (выделено нами – авт.).
Кроме них, в башкирское сословие перешли братья Зябир и Габдулзямил Яркеевы, сын Зябира Галикей и Смаил Мавлюкеев (всего 4 душ муж. пола), но они показаны в первом «тептярском» списке Токтагулово. У брата последнего Ибраша Мавлюкеева сословная принадлежность не претерпела изменений.
В 1816 г. в д. Нугушево Токтагулово тож насчитывалось 51 душа муж. и 27 – жен. пола «башкирцев» (13 дворов).
К 1834 г. в д. Нугуш Туктагулово зафиксировано 73 души муж. и 69 – жен. пола (12 дворов), в 1859 г. – 96 и 93 соответственно (10 дворов).
В последней переписи главами семейств показаны Мухаметсалим Сафаров, Мратша Мансуров, Сулейман Исхаков, Тимербай Кашаев, Габдулла Гайсаров, Губейдулла Карчагулов, Кутлузаман Килдияров, Мухаметхаким Юсупов, Минлибай Абдрашитов, Мухаметзян Музафаров и Курбангали Салихов.
В этом и ранее приводимом списке 1795 г. пристальное внимание на именах домовладельцев мы сфокусировали потому, поскольку важно было установить, являются ли они потомками зафиксированных в 1762 г. ясачных татар.
Стоит обратить внимание, что в книге вышецитированного автора численные данные за 1795, 1816, 1834 и 1859 гг. полностью не совпадают с аналогичными архивными.
В советской переписи д. Нугуш отдельно не зафиксирована, но есть д. Токтагулово (Нугуш) Буздякской волости Белебеевского кантона, в которой по переписи 1920 г. было 370 дворов, а к 1925 г. осталось 220. То, что название рассматриваемой нами деревни дана в скобке, по всей видимости, косвенно указывает на то, что её население учтено в составе Токтагулово.
Как было сказано выше, кроме нугушевцев, «в башкирской род» была переведена часть «тептярей» д. Туктагулово. Об этом в опубликованных книгах также ничего не говорится, а о самой деревне Асфандияров пишет следующее:
«Д. Туктагулово была основана припущенниками из башкир и тептярей. Первое ее упоминание относится к 1752 г. Свое пребывание в деревне припущенники оформили с вотчинниками Канлинской волости в 1755 г. Через 7 лет по VII ревизии тептярей насчитывалось 40 душ мужского пола. Проследим за дальнейшим развитием деревни и этническим составом ее жителей.
За 1762 г. нет сведений о количестве башкир, зато известно количество тептярей – 87,
1783 г. – нет сведений, – 162,
1795 г. – 122, – 103,
1834 г. – 297 башкир и 663 тептярей,
1859 г. – 309, – 678, в 1905 г. – 1470 человек вместе взятых, 1920 г. – 1834 вместе взятых.
Первая советская перепись указала ошибочно всех жителей башкирами, которые составляли половину населения деревни. Должны были показать их башкирами и тептярями. Нелишне будет, если отметим, что тептяри, зафиксированные в 1762 г., были первоначально ясачными татарами».
Переходим к рассмотрению наших сведений, почерпнутых из архивных источников. Как чётко явствует из документа, у «башкир-припущенников» дд. Токтагулово и Бикметово была
«копия с записи 24 июля 1738 о том, что башкиры припустили их 12 дворов жать и пользоваться в описанных урочищах во обще вечно и припущенников на ту землю из оброка припускать и оброк с тех припущенников брать во обще и делить по равенству и с той вотчины в казну ясак платить с ними башкирцами во обще […].
Припущенники тептяре тех же деревень представили писанные по-татарски договора нигде не засвидетельствованные, первые 17 августа 1755, и вторые 15 декабря 1760 и 10 августа 1780 годов».
Таким образом, договор 1738 г. послужил основой для появления дд. Токтагулово и Бикметово, первыми жителями которых были «башкиры-припущенники», а позднее обосновались «тептяри» (в Токтагулово с 1755 г.; как было сказано выше при рассмотрении д. Нугушево, в ревизской сказке 1762 г. они зафиксированы ясачными татарами).
Ближе к концу века жителями Токтагулово стали ясачные татары (5 душ муж. и 1 – жен. пола в 1795 г.), «перешедшия в 789 (1789. – авт.) году из Кандры, а в неё в 786 (1786. – авт.) году из Елуцкаго яму, в оклад в Кандрах состоящия».
В 1834 г. в Токтагулово зафиксировано 160 душ муж. (в том числе ставший еще в 1795 г. «башкиром» Галикей Зябиров) и 177 – жен. пола (19 дворов) команды старшины Давлетши Асянова 17-й юрты 12-го «башкирского» кантона.
«Тептяри» составляли 112 душ муж. и 113 – жен. пола (26 дворов; в т. ч. Ибрай Мавлюкеев, брат которого в 1795 г. стал «башкирцем») и входили в команду старшины Ахтария Бикмухаметова (а вот в Тактагулово современного Бакалинского района – 49 душ муж. во главе с Абдулгаллямом Маметевым и 57 – жен. пола (14 дворов) команды старшины Галея Сафарова; «башкирцев» же 196 и 221 соответственно (46 дворов) команды старшины Абдулгафара Азметева 10-й юрты 12-го башкирского кантона).
Даже если слагать численность населения обеих деревень, показанное число душ (663) по «тептярам» в ранее цитированной книги А.З. Асфандиярова никак не получится.
Кроме этих двух основных сословий, в 1834 г. в д. Токтагулово Елан-Чишминской волости были зафиксированы семьи ясачных татар Амира Абдуллина и Губейдуллы Амирова с общим количеством 14 душ в 2 дворах.
О них в книгах уфимских авторов ничего не говорится, хотя эти сведения не менее важны для полного суждения о сословной структуре населения.
В 1859 г. в д. Туктагулово (21-й кантон, 9-я юрта) насчитывалось 449 душ муж. и 401 – жен. пола (44 двора). Список лиц башкирского сословия начинается с Альмухамета Баязитова и кончается Габдулгаллямом Зябировым (59 лет в 1850 г., скончался в 1854 г.; он сын перешедшего в «башкирский род» Галикея Зябирова), всего 19 дворов.
Далее в списке идут жители тептярского сословия (25 дворов; в т. ч. Абдулханнан Абуталипов, 32 года). Один 49-летний житель зафиксирован как «по св. крещении Петр Капитонов из тептярей отставной казак» и «исключен из войска в податное состояние с 1 половины 1861 года», другой – «сослан в Сибирь на поселение по суду в 1857 году».
Аналогичных сведений по ясачным татарам не обнаружили. В другой Токтагулово (ныне с. Тактагулово Бакалинского района РБ) жило население башкирского (40 дворов), мещерякского и тептярского сословий с общим количеством населения 805 человек (в т. ч. 419 душ муж. и 386 – жен. пола).
Когда вышеназванный автор дает справочные сведения по нескольким сотням деревень одновременно, основные моменты их истории возникновения и развития не до конца раскрываются, что зачастую приводит к неправильным суждениям.
Не иначе, как спешностью выполненной работы, видимо, нужно объяснить также обилие ошибок в тексте (например, вместо III ревизии (1762 г.) названа VII-я (1816 г.) и т. д.) и неточностей в численности населения.
Поэтому всегда нужно иметь в виду, что надежность сведений этого автора очень сомнительна и вряд ли они могут быть использованы без перепроверки. Труды же типа «Канглы», почти слово в слово излагающие большинство справочных сведений Асфандиярова, особой ценности для изучения историй поселений не представляют.
Нелишне будет отметить, что исторический материал излагается в них тенденциозно, а сословия выдаются за этнос. Асфандияров, который в вышецитированном тексте по д. Туктагулово вместо сословности пишет об «этническим составе жителей», вводит читателей в заблуждение.
Вообще, упорное желание выдавать сословия за национальность (этнос), искажать историю в угоду вненаучных интересов, характерно не только ему.
Создается впечатление, что основной целью книг вышеназванного автора и следующих за ним по пятам составителей «Канглы» является башкиризация истории местных татар во вред их сегодняшнему национальному самосознанию.