В статье по ревизским материалам двух уездов исследуются малоизученные вопросы формирования и развития башкирского сословия. Отмечается, что в межревизский период большая группа татар мещерякского сословия разных команд и деревень была причислена в состав «башкирцев».
Кроме того, башкирское сословие численно росло и за счет других категорий (например, «киргизов»). Менее распространенным способом перевода в данное сословие являлось усыновление вотчинниками татар.
Автор — Каримов Тагир Тимергазимович
Как правило, причисление из одного сословия в другое производилось по распоряжению Оренбургского военного губернатора. Введение в научный оборот новых фактов поможет преодолеть субъективность и тенденциозность при освещении вопросов этничности, истории поселений и поземельных волостей.
Наступивший после падения Казани национально-религиозный и колониальный гнет со стороны Русского государства привел к миграции значительной части населения бывшего ханства в Восточное Закамье и Приуралье. На новых территориях государства с первой половины XVII в. начинается оформление вотчинных прав на землю с выдачей документов (владенных и оберегательных памятей), формируется институт припуска.
С тех пор имеющие здесь вотчинные земли население бывшего ханства и наследники Ногайской Орды в лице местных татар стали именоваться «башкирцами». Они и малочисленные кочевники-башкиры Южного Урала составили основу нового сословия государства. Кроме того, в состав башкирского сословия вплоть до VII ревизии активно вливались разные этнические группы населения (казахи и др.), часть которых подверглась ассимиляции.
Вопросы формирования башкирского сословия всегда были в центре нашего внимания, частично они отразились в многочисленных статьях и книгах.
Данная статья имеет цель показать, что процесс формирования башкирского сословия продолжался и в XIX в., что численность населения этого сословия по-прежнему росла главным образом за счёт татар.
После принятия закона 1855 г. термином «башкир» («новобашкир») стало именоваться также население тептярского сословия (татары, марийцы и др.), переведенное под командование Башкирского войска.
Дальше башкирское сословие не претерпело изменений, что дает нам повод говорить об его окончательном формировании.
Актуальность тщательного изучения данного вопроса заключается в том, что из-за его малоизученности имеется существенный пробел в знании.
Если взять труды отдельных башкирских учёных, то многочисленные факты перехода в башкирское сословие они игнорируют, а вопроса о сословности стараются избегать; более того, умышленно преподнося сословие как этнос, искажают историю.
С образованием Башкиро-мещерякского войска (1798 г.; с 1855 г. Башкирского войска) формирование и развитие башкирского сословия шло под контролем губернаторской власти, о чём убедительно свидетельствуют изложенные ниже факты.
Переходим к рассмотрению материалов VII ревизии по Бирскому уезду.
В 1816 г. семья «мещеряка» д. Алангачево (ныне Ялангачево Балтачевского района РБ) Абдулзелила Махмутова (в другом источнике – Абдулмазит; 5 рев. душ) «по предписанию главного начальства» была переведена («перечислена») в 10-й башкирский кантон.
Всего в данной деревне насчитывалось 29 душ муж. и 30 душ жен. пола душ (10 дворов) татар мещерякского сословия, входящие в команду старшины Шарипа Ахметова 4-го кантона «Мещерякского войска». «Башкирцами» какой деревни стали А. Махмутов и члены его семьи, об этом источник не сообщает.
Данный неудобный факт о превращении «мещеряка» в «башкирца» в литературе замалчивается, а о населении д. Ялангачево один автор пишет следующее:
«В 1816 г. в 9-дворной деревне мишарей было 29 душ, тептярей 6 душ м. п. К VIII ревизии стало мишарей – 69, тептярей – 16 человек. Деревня состояла из 12 домов. 159 жителей при 26 дворах показано X ревизией 1859 г. В 1920 г. мишари и татары в количестве 719 человек жили в 133 домах».
В данных сведениях обнаруживается существенный изъян: пропущены «из лашман» служилые татары (5 дворов; 20 душ муж. и 22 души жен. пола в 1834 г.), перешедшие в д. Ялангачево из д. Смаил Малмыжского уезда Вятской губернии после VII ревизии.
Другой источник позволяет точно определить, что вышеназванный «мещеряк» д. Ялангачево А. Махмутов перешёл в д. Халилово (ныне Караидельского района РБ) «по повелению главного начальства […] в башкирское звание (выделено нами – авт.) 1813 года».
В 1816 г. его семья состояла из 5 душ муж. и 8 душ жен. пола, а всего в данной деревне насчитывалось 169 чел. «башкирцев».
В 1834 г. в д. Халилово представителей башкирского сословия было 257 (142 души муж. и 113 душ жен. пола), в 1859 г. – 359 чел. (178 и 181 соответственно в 38 дворах).
Здесь обращено внимание на данные по ревизиям 1834 и 1859 гг. потому, что они корректируют сведения из неизвестных источников у ранее цитированного автора (у него 231 и 346 чел. соответственно).
Таким образом, оба документа VII ревизии свидетельствуют о факте причисления татарина мещерякского сословия в «башкирцы» по распоряжению «главного начальства» (т. е. военного губернатора Оренбургской губернии).
Также по распоряжению начальства в число «башкирцев» д. Багазино (ныне Старые Багазы Караидельского района РБ) в 1814 г. была записана семья «мещеряка» команды старшины Ахмета Шарипова 4-го мещерякского кантона Абулхаира Заитова (всего 2 души муж. и 1 душа жен. пола) из д. Мавлютово (ныне деревня Мишкинского района РБ).
С учётом этой семьи, всего в данной деревне насчитывалось 145 чел. башкирского сословия (в т. ч. юртовый старшина Шафей Мустафин, который 18 марта 1813 г. «произведен в 14 класс» и имел 4 жен в возрасте от 70 до 20 лет).
Менее распространенный случай зафиксирован в д. Бильгишево (ныне Бильгиш Аскинского района РБ).
Указной мулла Мухамметкарим Ибрагимов взял «в приемыши» братьев Абдулнасыра и Яхьи Абдулмазитовых (10 и 6 лет), не имевших своего «дома и родственников».
Напротив их имён написано следующее: «причисленные по повелению вышняго начальства из солдатских малолетков и с татар в башкирское звание (выделено нами – авт.) 1815-го года».
Всего в данной деревне в 1816 г. проживало 46 душ муж. и 42 души жен. пола (12 дворов) лиц башкирского сословия команды старшины Шафея Мустафина.
В д. Тартышево (ныне Бирского района РБ) семья «мещеряка» Сеитбаттала Мустафина (5 душ муж. пола) «по предписанию начальства» в 1814 г. «отчислена» в команду старшины Бикташа Амирханова 9-го башкирского кантона в д. Якупово. В первой деревне татар мещерякского сословия осталось 5 душ муж. и 11 душ жен. пола (2 двора). Оттуда же указной азанчей Динмухаммет Даутов «перечислен по указу губернского правления в д. Иликову к соборной мечети азанчеем в 1813 [г.]».
Однако другой документ VII ревизии сообщает, что Сеитбаттал Мустафин (50 лет) стал «башкирцем» д. Якупово (ныне Кушнаренковского района РБ) Уфимского уезда в составе команды юртового старшины Шамсутдина Сагитова 8-го башкирского кантона в 1815 г. («из мещеряков 4-го мещерякского кантона д. Туртушево Бирского уезда», подчеркивает его прежнее сословие источник).
В данной деревне «башкирцев» насчитывалось лишь 13 душ муж. и 9 душ жен. пола (5 дворов; кроме С. Мустафина, это были Ахмер Абдулзялилов, братья Якуп, Валиша и Зиганша Абдуллины).
В списке «башкирцев» д. Куяново (ныне село Краснокамского района РБ) последними зафиксированы семьи Абдулвахита Хабибуллина и Ибрагима Дильмухамметова, всего 2 души муж. и 3 души жен. пола. О них говорится, что «причислены по предписанию начальства Вятской губернии Сарапульского уезда из деревни Аргызу (ныне г. Агрыз РТ. – авт.) из ясашных татар в башкирцы (выделено нами – авт.) в 1815 году».
С учётом данных татар численность населения башкирского сословия д. Куяново Бирского уезда составила 200 душ муж. и 195 душ жен. пола (62 двора).
Таким образом, вышеназванные факты по дд. Ялангачево, Багазино, Билгишево, Куяново, Тартышево, Халилово Бирского уезда Оренбургской губернии свидетельствуют, что в состав «башкирцев» влились в основном татары мещерякского сословия. Перевод ясачных татар в башкирское сословие зафиксирован только в одном случае.
Переход большой группы татар мещерякского сословия в «башкирцы» наблюдается и в Стерлитамакском уезде. Ниже рассмотрим отдельные примеры.
В д. Бирюказганово (ныне с. Буриказганово Стерлитамакского района РБ) «мещеряк» 2-го мещерякского кантона Мухамметгали Адильшин в 1813 г. «перечислен по повелению Г[осподина] военного губернатора в 9-й башкирский кантон».
Данный источник четко указывает, что перевод из одного сословия в другое осуществлялся по распоряжению Оренбургского военного губернатора.
«По предписанию г[осподина] Оренбургского военного губернатора» в состав «башкирцев» д. Яныбеково (ныне Староянбеково Кармаскалинского района РБ) в 1812 г. была причислена семья Абдрахима Ситдикова (4 души муж. и 6 душ жен. пола с учетом скончавшейся в 1813 г. главы семьи) из 1-го мещерякского кантона («Верхоуральский уезд»).
В результате численность населения башкирского сословия составила 63 души муж. и 73 души жен. пола (27 дворов).
Позже вторым фактором увеличения численности «башкирцев» д. Яныбеково стало причисление в 1825 г. выходцев «из-за границы» Мухтасипа Давлетбаевича Сабакова и Баделя Абызгильдина, о которых сообщает историк А.З. Асфандияров. Он же пишет, что
«к X ревизии 1859 г. башкир-вотчинников насчитывалось 60 душ мужского пола, башкир-припущенников – столько же. Всех было 120 мужчин и 108 женщин при 40 дворах».
Однако автор не счёл нужным сообщить сведения о проживании в тот период большой группы населения тептярского сословия, которая ещё в 1850 г. состояла из 30 душ муж. и 27 душ жен. пола (7 дворов).
Возможно, «башкирами-припущенниками» он назвал «тептярей», ставших после перевода в Башкирское войско (1855 г.) «башкирцами».
Вернемся к документам VII ревизии Стерлитамакского уезда. В д. Солта[н]мратово (ныне с. Султанмуратово Аургазинского района РБ) «мещеряки» команды старшины Янышева братья Абдулгафар и Абдулвахит Абдулханнановы в 1813 г. перешли в д. Балыклыкул (ныне Аургазинского района РБ).
Однако позже (1816 г.) они же были «выключены в 7-й башкирский кантон», т. е. стали «башкирцами».
Об этом сообщается в ревизской сказке д. Балыклыкул, где татар мещерякского сословия в 1816 г. насчитывалось 69 душ муж. и 66 душ жен. пола.
Из рассматриваемой д. Солта[н]мратово «мещеряк» команды юртового старшины Исхака Нигматулловича Янышева Тимербулат Бикташев был «переведен в 1815 г. в 9-й башкирской кантон».
И, наоборот, походный старшина Сабит Сагитов, хорунжий Абдрафик Абдрахимов и Абдулкарим Абдулзелилов со своими семьями были «причислены из 9-го башкирского кантона в 1812 году», а малолетние племянники Терзимы Тер[е]гулова Шамсутдин и Сиразетдин Зайнетдиновы из того же кантона – в 1813 г. С учетом этих и других изменений, в д. Солта[н]мратово в 1816 г. насчитывалось 229 душ муж. и 218 душ жен. пола татар мешерякского сословия.
Изменения в сословности жителей наблюдаются и в д. Исмаилово (ныне с. Исмагилово Аургазинского района РБ). «Мещеряк» команды юртового старшины Юсупа Муксинова 2-го мещерякского кантона Мударис Губайдуллин в 1816 г. был переведен в 7-й башкирский кантон. Как и в предыдущем случае, сведений о том, в какой деревне он стал «башкирцем», не сообщается.
С вышеназванной деревней связано весьма любопытное и крайне редкое явление, которое ранее наблюдалось и в д. Солта[н]мратово. Походный сотник 9-го башкирского кантона Мухамметкарим Муртазин (40 лет) из д. Ибраево в 1813 г. был причислен к «мещерякам» д. Исмаилово. Вслед за ним из того же кантона в 1816 г. перешёл Рахматулла Баишев (33 года) [10; л. 531 об.], но о его прежней деревне не говорится.
Следует заметить, что переход «башкирца» в «мещеряки» также свидетельствует о полном отсутствии каких-либо ментальных различий между татарами двух сословий. Более того, между ними наблюдаются тесные родственные отношения, что мы не раз отметили при анализе метрических книг [4].
Перед VII ревизией список «башкирцев» д. Мрясево (ныне с. Старомрясово Давлекановского района РБ) пополнили сразу 4 хозяйства «киргизов» (Илчибая Нурлыбаева, Кулбая Утяпова и других). О них написано, что «причислены по предписанию г-на Оренбургского военного губернатора ис киргисцов 1815 года(выделено нами – авт.)».
Это способствовало заметному росту численности «башкирцев» в межревизский период: к 1816 г. душ муж. пола стало 142 (в 1811 г. было 109).
В списке «башкирцев» вышеназванной д. Мрясево в числе первых зафиксированы кантонный помощник 14-го класса Усман Ибрагимов (скончался в 1813 г.) и его сыновья кантонный помощник и юртовой старшина 14-го класса Лукман (32 года), походный старшина Мигран (10), а последним – семья Абдрахима Усманова (64) с женой Биби[фатхией] (25) и сыновьями Абдулнасыром (34), Камалетдином (3) и Хуснутдином (1).
Здесь у Абдрахима пропущен 8-летний сын Ахмет[зян], который будет показан в следующей VIII ревизии в возрасте 26 лет. Из сведений IX ревизии по д. Мрясево следует, что Абдрахим скончался в 1836 г. в возрасте 84 лет, у него осталась жена Фатхия Абдрашитовна (60 лет в 1850 г.) с многочисленными детьми и внуками.
Именно этому человеку посвящены следующие слова одного автора:
«В этой деревне прожил часть своей жизни и здесь был похоронен татарский поэт Габдрахим Гусманович Утыз Имяни (1754—1834). По словам видного учёного и просветителя Ризы Фахретдинова, Габдрахим родился в д. Утыз Имяни Чистопольского уезда. Возвращаясь по пути из Средней Азии, он остановился в д. Мрясово в семье кантонного начальника Лукмана Усмановича Ибрагимова, для которого Габдрахим стал приемным сыном вместо пропавшего без вести родного сына. В итоге рожденный мишаром Габдрахим ушел из этой жизни настоящим башкиром (выделено нами – авт.), – завершает свой рассказ о нем Р. Фахретдинов. Здесь же обосновались и сыновья поэта. Если проследить содержание ревизских бумаг, то можно утвердительно сказать, что у Лукмана Ибрагимова не было сына по имени Абдрахим, а был родной старший, уже умерший, брат. Поэтому Лукман не мог усыновить поэта, а признал его как брата, тем более тот был старше на 30 лет. Здесь интересен сам факт жительства поэта среди уршакминских башкир. Творчество Габдрахима Утыз Имяни способствовало взаимовлиянию и взаимообогащению культур двух народов».
Таким образом, кроме «киргизов», список «башкирцев» д. Мрясево Уршак-Минской поземельной волости пополнил выходец из д. Утыз-Имян (ныне село Черемшанского района РТ) Чистопольского уезда Казанской губернии Абдрахим Усманов, известный как Абдрахим Утыз-Имяни. Произошло это тогда, когда учёный-богослов вернулся из Афганистана.
Именно для причисления в привилегированное «башкирское звание» зрелый и известный Абдрахим мог быть формально усыновлен кантонным чиновником (в данном случае таким лицом являлся бы кантонный помощник 14-го класса Усман Ибрагимов) и стал Усмановым. Возможно, он был усыновлен в зрелом возрасте, потому что его семья отдельно показана в самом конце ревизского списка, а не рядом с семьей чиновника в начале списка.
Авторитетный кантонный чиновник оказал добрую услугу, добившись причисления в состав «башкирцев» д. Мрясево Уршак-Минской поземельной волости известного учёного-богослова.
Вернемся к архивным документам. В д. Нугазаково (ныне Нагадак Аургазинского района РБ) родной брат указного муллы Хабибуллы Давлетбакиева «мещеряк» Асадулла в 1813 г. был «выключен в 9-й башкирский кантон (выделено нами – авт.)» [11, л. 57 об.]. «Башкирцем» какой деревни он стал, об этом источник не сообщает.
В д. Енурусово (ныне с. Янурусово Ишимбайского района РБ) семьи «мещеряков» указного муэдзина Абдулхалика Абдрашитова, мудариса Абдулкадыра Абдрашитова, мухтасипа Нигматуллы Зубейдуллина, Зубейдуллы Ишмухамметова (сам он скончался в 1812 г.), Габдрашита Махмутова (скончался в 1813 г.), Абдуллатифа Абдрашитова, Губейдуллы Абдрахимова, Габдуссаляма Галиева (всего 21 душа муж. и 18 душ жен. пола; 8 дворов) в 1814 г. были переведены в команду Нигматуллы Рафикова 7-го башкирского кантона (Стерлитамакский уезд). «Башкирцами» какой деревни они стали, об этом источник не дает сведений.
В «башкирцы» д. Юмагузино (ныне Стерлибашевского района РБ) в 1815 г. была причислена семья муэдзина Самигуллы Ишимратова (всего 5 душ обоего пола), «мещеряка» команды старшины Абдулханнана Солта[н]мратова 2-го мещерякского кантона из д. Халилево.
С учетом этого перехода населения башкирского сословия стало 28 душ муж. и 33 души жен. пола (в т. ч. хорунжий Курмангул Юмагузин (скончался в 1811 г.), сотник Нигматулла и есаул Мягди Юмагузины).
Итак, вышеизложенные факты по дд. Бюриказганово, Яныбеково, Солта[н]мратово, Исмаилово, Мрясево, Енурусово, Юмагузино, Нугазаково Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии указывают, что «мещеряки» составляли абсолютное большинство перешедших в «башкирцы». Лишь в одной деревне зафиксировано причисление в башкирское сословие «киргиза».
Знание этих и других сведений помогает полнее представить процесс формирования и развития башкирского сословия, основные черты которого начали четко проявляться с начала XVII в. Этот длительный исторический процесс шел на территории поземельных волостей и регулировался главным образом по инициативе местной власти. Рассмотренные нами ревизские материалы показали, что именно губернаторская власть решала, кто может иметь статус «башкирца». Вопрос о лишении данного статуса также относился к компетенции этой власти. Если на начальном этапе формирования сословия «башкирцем» именовался только вотчинник, то с образованием Башкиро-мещерякского войска (с 1855 г. Башкирского войска) – широкий круг населения поземельных волостей.