Автор — Михаил Роднов
Как необходимость необходимость изучения даты основания Уфы перекинулась на научные круги?
В послевоенные годы была подготовлена первая обобщающая история Башкирского края, где автором раздела стал известный историк Николай Владимирович Устюгов (1896–1963) из того же московского института истории СССР. Авторитетнейший специалист разобрал споры о двух датах основания Уфы, сделав категоричный вывод: «Мнение П.П. Пекарского, основанное на точных указаниях источников, и должно быть принято». Он также привёл данные академика М.Н. Тихомирова, который нашёл летописные сведения об основании Уфы в 1586 г.
Казалось бы спорить не о чем, что отразил в своём уже упоминавшемся труде 1960 г. уфимский историк, сотрудник ИИЯЛ БФАН СССР Абубакир Нурианович Усманов (1910–1982):
«в 1586 г. появляется первый русский город в Башкирии».
В единственном в Башкирской АССР гуманитарном научно-исследовательском учреждении – Институте истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР понимали необходимость заняться изучением истории столицы республики.
И, по воспоминаниям многолетнего учёного секретаря ИИЯЛ Виктора Петровича Чемериса (умер в 2013 г.), «в 1967 г. с разного рода организационных проблем начиналась работа по истории г. Уфы. Первоначально научным руководителем был назначен А.Н.Усманов. Но уже к концу года стало ясно, что он не сможет организовать, сплотить авторский коллектив. Учёный совет назначает второго руководителя кандидата исторических наук Р.Г. Ганеева, а вскоре он становится единственным на этом посту».
Ревмир Галеевич Ганеев (1929–2007) после окончания истфака МГУ и преподавания в партшколе при обкоме в 1956 г. поступил в очную аспирантуру ИИЯЛ, в 1961 г. защитил кандидатскую диссертацию по Гражданской войне. В 1967 г. он возвращается в ИИЯЛ и возглавляет созданный сектор истории города Уфы, который существовал до 1976 г.
По отзыву В.П. Чемериса, «настойчивость, такт во взаимоотношениях с авторами, тщательность в проверке всех данных и событий в истории города – так шаг за шагом Р.Г. Ганеев двигался к конечной цели».
При этом, основной объём книги отводился под славное советское настоящее и дата основания Уфы являлась не то что не основным, а вообще сколько-нибудь значимым сюжетом. И тут, как снег на голову… Обком партии доводит свои требования до сведения директора ИИЯЛ Х.С. Сайранова (руководил с 1964 по 1980 гг.), бывшего журналиста и секретаря Башкирского обкома партии по идеологии.
О научной совести Асфандиярова в молодые годы
Погружённые в глобальные проблемы коммунистической теории руководители ИИЯЛ были, видимо, озадачены этим всплывшим неожиданно пустячком и поручают разобраться с возникшей проблемой молодого научного сотрудника А.З. Асфандиярова, который как раз готовил к защите кандидатскую диссертацию по кантонной эпохе.
Анвар Закирович Асфандияров (1934–2014) тогда много времени проводил в Москве (диссертация защищена в МГУ в 1969 г.) и Ленинграде, имел возможность поработать в архивах и библиотеках. И он не просто успешно поработал, ему удалось впервые после П.П. Пекарского привлечь старинные документы, собрать исчерпывающий для той эпохи объём источников и создать одно из своих лучших научных исследований.
Статья А.З. Асфандиярова «Основание города Уфы» (1972 г.) полностью перепечатывается в данном сборнике далее. Автор сразу связал постройку Уфы с войной против Кучума и строительством Самары (угроза ногаев), он не просто пересказывал П.П. Пекарского, как все его предшественники, а творчески проанализировал оригинал, опровергнув фальсификации Барсова(о них есть материалы на Дзен-канале Дамира Исхакова)
Более того, возникновение Уфы дано в широком контексте, большое внимание уделено «западным» (казанским) источникам, показано влияние черемисских войн.
Свои наблюдения Асфандияров сделал после обработки обширного массива источников, включавших оба основных архива в столицах (совр. РГАДА и РГИА), а также (недоступные уфимским краеведам) единственную газету «Оренбургские губернские ведомости» и редкие книги.
Материал Асфандиярова показывает бурные военные действия в крае в 1580-е гг., фактически отрицающие задекларированную в начале статьи добровольность присоединения. Автор мастерски провёл критический анализ источников и убедительно опроверг легендарную датировку 1573/1574 гг., как и персонаж Ивана Нагого, жёстко отметив, что нельзя буквально воспринимать летописные краеведческие сочинения.
Он даже позволил себе намёк, что целью мифотворчества (в далёком прошлом, конечно) было – «чтобы в ближайшие годы отметить юбилей города», просто высмеивая юбилейщиков!
И главное. Историк убедительно и на неопровержимых фактах доказал основание Уфы именно в 1586 г. Более того, Асфандияров поставил под сомнение миф о возведении Уфы по просьбе башкир, в конце приведя свидетельства участия в постройке города не только башкир, но даже татар.
После такого научного шедевра всякие споры о мнимом основании Уфы и юбилейных торжествах в предстоящем 1974 г. нужно было просто выкинуть. Только власть считала по-другому. Анвар Закирович проявил недюжинную смелость настоящего учёного, но идти против обкома партии в те времена было самоубийством.
И в статье два раза А.З. Асфандияров без всяких доказательств вынужден был заявить: «с 1574 г. на полуострове между рр. Белой и Уфой был учреждён сторожевой пост для наблюдения в летние месяцы за передвижениями соседних кочевников. На этом самом месте и образовалось русское поселение, о чём свидетельствует существование церкви, основанной в 1579 или 1584 гг.», и в конце: «Таким образом, город был построен русскими служилыми людьми, башкирами и мишарями в 1586 г. на месте русского поселения, возникшего в 1574 г.».
Смысл реверансов Асфандиярова в сторону обкома партии заключался в следующем: на уфимском полуострове уже к 1574 г. якобы существовал какой-то сторожевой пост (не обязательно русский, возможно из татар-мишарей) или анонимное поселение, додумаем, купцов или рыбаков. Последнее, кстати, вполне возможно, русские давным-давно знали долину реки Белой.
Но эти жалкие экивоки, естественно, не могли удовлетворить институтское и обкомовское начальство. Текст статьи Асфандиярова просто кричал: Уфу основали в 1586 г., смешную легенду про избушки с церковкой (поставить сруб с крестом в деревне можно за один день) всерьёз невозможно принять.
Скромный и плохо отпечатанный сборник «Очерки истории дореволюционной России» со статьёй Асфандиярова вышел в Башгосуниверситете с датировкой на обложке – 1972 г. Но подписан к печати он был только 14 декабря 1973 г. Следовательно, в реальности увидел свет в 1974 г. Аккурат к юбилею!
Неджентельменское поведение историка Усманова при изучении истории Уфы
А в отделе истории города Уфы в ИИЯЛ корпели научные сотрудники. Об их достижениях в «Клубе знатоков» отчитался кандидат исторических наук и первый зав. А.Н. Усманов. Сначала в статье под символичным заголовком «Поиск» он расставил приоритеты: «Столица Советской Башкирии имеет долголетнюю историю. Скоро ей исполнится четыреста лет». Бывший секретарь обкома партии по идеологии Усманов снова поменял взгляды, Барсов не даром его высмеивал.
Прочитать продолжение, а также принять участие в обсуждении статьи вы можете на Дзен-канале Дамира Исхакова(нажимать сюда).