Обозреватель Ильнар Гарифуллин рассуждает о нюансах проведения диктанта по башкирскому языку в Башкортостане.
Пока весь мир борется с коронавирусом, а население России вынужденно отсиживается в так называемой «самоизоляции», 25 апреля министерство образования Башкортостана совместно со Всемирным курултаем башкир решило провести онлайн-диктант по башкирскому языку. Подобное можно только приветствовать, и всё бы ничего, но дело в том, что один из трех предлагаемых на выбор вариантов — это диктант на так называемом «северо-западном диалекте» башкирского языка. Диалект этот выдается за разговорную речь татар и малочисленной группы татароязычных башкир, живущих в западной части нынешнего Башкортостана и восточного Татарстана.
КОГДА ПРИДУМАЛИ «СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ДИАЛЕКТ» БАШКИРСКОГО?
Тагир Баишев писал письма в ЦК КПСС с требованиями закрыть татарскую кафедру в Башкирском государственном университете, ликвидировать татарскую газету «Кызыл таң»
История берет свое начало еще в 1951 году, когда увидела свет очередная статья «эксперта по всем вопросам» Иосифа Сталина «Марксизм и языкознание». В результате Бюро Башкирского обкома 27 февраля 1951 года приняло постановление по проведению «мероприятий по развитию башкирского литературного языка в свете учения И.В. Сталина по вопросам языкознания». Реализуя это постановление, в 1953 г. Уфимский Институт истории, языка и литературы (ИЯЛИ) провел семинар, где было принято решение об организации экспедиции с целью изучения «западного диалекта» башкирского. Впоследствии Тагир Баишев, увлекшись сталинской теорией, выявил ряд новых диалектов и говоров в башкирском языке, которые он же сам не обнаружил в 30-е годы (за 20 лет до) в ходе аналогичных экспедиций. Однако после слов «мудрого и всезнающего» товарища Сталина, что называется, «прозрел». И пытаясь оседлать эту волну, Тагир Баишев — человек, по сути, нафантазировавший новый диалект — писал письма в ЦК КПСС с требованиями закрыть татарскую кафедру в Башкирском государственном университете, ликвидировать татарскую газету «Кызыл таң» и провести чистку среди работников сферы культуры и оставить там только башкир и татар, полностью лояльных башкирскому «делу».
Всё это во многом напоминает то, как благодаря деятельности того же Сталина в 1922 году (во время болезни Ленина) Уфимскую губернию отдали Башкортостану, не проведя изначально оговоренного референдума о включении её в состав соседнего Татарстана.
Разговорный язык жителей западной части Башкортостана — это средний диалект татарского языка
Вот только после разоблачения культа личности Сталина и уже после «оттепели», когда эту тему стали обсуждать широко, даже сами башкирские языковеды жестко раскритиковали выдуманный Тагиром Баишевым диалект. В их числе были такие авторитетные ученые-специалисты как Джалиль Киекбаев, Ахнеф Юлдашев, Нагим Ишбулатов, Талмас Гарипов, историк Билал Юлдашбаев и другие, которых уж никак не заподозрить в каких-то антибашкирских политических пристрастиях и которые внесли несравнимый вклад в развитие башкирского языка и национального самосознания башкир. Более того, еще в 1960-е был проведен ряд научных конференций, было принято окончательное решение об отсутствии этого диалекта и было признано, что разговорный язык жителей западной части Башкортостана — это средний диалект татарского языка.
Год 2020-й. Ныне продвижением так называемого «северо-западного диалекта» башкирского языка занимаются те же самые башкирские этномиссионеры, которые объявляют татар, проживающих в Башкортостане, башкирами и обосновывают необходимость переписывания их башкирами во время переписи населения — с целью их последующей ассимиляции.
Делом «создания» этого «диалекта» занимается Искандер Саитбатталов, филолог из БашГУ. Центру «Шежере» (руководитель — Салават Хамидуллин) в 2019 году власти республики выдали грант размером 3,674 млн рублей (в рамках конкурса грантов главы РБ на сохранение и развитие родных языков). (Кстати, тогда ни один из проектов сохранения и развития татарского языка не получил ни единого рубля, но зато проекты, направленные на искоренение татарского языка, у башкирских чиновников, отвечающих за национальную политику, как мы видим, пользуются большим успехом). В общем-то, всё понятно: грант надо отрабатывать, и господин Саитбатталов старается в рамках своих возможностей.
На «северо-западном диалекте» башкирского языка никогда не издавались книги и учебники, не создавались литературные произведения, не велись уроки в школах
К примеру, вот что сообщается на сайте министерства культуры Башкортостана 19 февраля нынешнего года: «в рамках презентации проектов грантов главы республики на сохранение и развитие государственных и родных языков Искандер Саитбатталов представил серию научно-популярных книг «Северо-западные башкиры: язык, история, культура», подготовленную под руководством доцента кафедры журналистики факультета башкирской филологии, востоковедения и журналистики, кандидата филологических наук Искандера Саитбатталова. По его словам, данный проект послужит дополнительным подспорьем учителям школ в изучении особенностей диалектов родного языка. На данный момент таких книг издано 11 штук». Однако вот что интересно: книг этих вы нигде не найдете, они лишь фигурируют только в отчетах на получение гранта. Создатели и пиарщики «северо-западного диалекта» башкирского языка попросту боятся пока представить их научной общественности. При этом из этого сообщения видно, что Искандер Саитбатталов и его коллеги уже намерены внедрить изучение «диалекта» в школьное образование.
Кто будет читать диктант на «северо-западном диалекте» башкирского 25 апреля? Эту роль отвели бывшему главреду сатирического журнала «Һәнәк» Марселю Салимову. Кстати, Таткнигоиздательство выпустило сборник его стихотворений на татарском языке, и в феврале 2020 года в Доме дружбы народов Татарстана (Казань) состоялась их торжественная презентация…
Кроме всего прочего, онлайн-диктант по башкирскому языку в РБ решили проводить аккурат накануне 26 апреля, а именно эта дата считается неофициальным днем родного языка у татар (в этот день в 1886 году родился поэт Габдулла Тукай, подаривший нации народный гимн «И, туган тел!» («Родной язык»)). Ведь могли же провести неделей раньше или неделей позже…
На 14 башкирских полилингвальных гимназий в республике запланировано строительство лишь одной татарской в городе Нефтекамск, а в Уфе, где проживает 300 тыс. татар, не запланировано ни одной
На «северо-западном диалекте» башкирского языка никогда не издавались книги и учебники, не создавались литературные произведения, не велись уроки в школах. Однако башкирские этномиссионеры, опираясь на полное содействие министерства образования РБ, всеми силами пытаются легализовать его на официальном уровне. Да ведь тот же республиканский Минобр нарушает законодательство РФ и РБ, продвигая несуществующие диалекты, прекрасно понимая, ряди чего всё это делается: государственные органы не имеют никакого права использовать и продвигать нигде официально не утвержденные диалекты. Это же ведомство в грубой форме проталкивало провокационный текст про этот самый «северо-западный диалект» во время Всемирного татарского диктанта осенью 2019 года.
А ведь с какой помпой в свое время было объявлено о создании управления национального образования в данном ведомстве. Только вот справедливо будет назвать это управление (как, впрочем, и само министерство) управлением «башкирского национального образования», т.к. почти все их заботы направлены на сохранение башкирского языка (который, напомню, является родным, максимум, для 20% населения республики). Именно поэтому в концепции развития национального образования Башкортостана, разработанной министерством, нет ни слова про развитие татарских школ и вообще татарского языка. Именно поэтому на 14 башкирских полилингвальных гимназий в республике запланировано строительство лишь одной татарской в городе Нефтекамск, а в Уфе, где проживает 300 тыс. татар, не запланировано ни одной. Именно поэтому министерство образования РБ пыталось в январе 2020 года не выпустить учителей и школьников из Башкортостана на олимпиаду по татарскому языку в Казань.
Самое удивительно, считаю, заключается в том, что реклама этого онлайн-диктанта идет даже в татарских государственных СМИ: к примеру, в газете «Кызыл таң». Получается, что татарская газета пиарит на своих страницах политический проект, который направлен на то, чтобы похоронить саму эту газету и татарский язык в Башкортостане.