В уходящем 2021 году перепись стала главным вызовом, стоящим перед татарской нацией, ибо ни эпидемия короновируса, ни всеобщий экономический и конституционный кризис, не отменили этого важнейшего события. А оно поставило перед татарской нацией, и шире, татарским миром, проблему сохранения нашего этнического потенциала в условиях все более усиливающегося со всех сторон давления. Переписные же баталии, которые мы наблюдаем на протяжении как минимум последних двух лет, это, не борьба за абстрактные цифры, перепись дала для татарам прекрасную возможность отделения приоритетных национальных вопросов от второстепенных.
Уфимские татары
Переписные баталии вновь ярко показали, что положение «уфимских татар» (т.е. татар, проживающих в Республике Башкортостан) не просто важно, а архиважно для судьбы всей татарской нации. Более того, судьба татарской нации в дальнейшем будет решаться именно в двух регионах страны – Татарстане и Башкортостане. Вследствии того, что в данных субъектах татары составляют значительную часть местного населения и являются не абстрактной «этнической группой», а важным политическим субъектом, при нынешней темпах изменений, даже при самом негативном сценарии развития событий, связанных с ассимиляцией, воздействием миграций, именно в этих двух субъектах татары в состоянии сохранить свой этнический потенциал, развиваться как полноценная нация. Дело здесь сразу в нескольких факторах – в абсолютной их численности, большой доле в общей массе населения региона, компактности проживания и, конечно, в высоком уровне их национального самосознания. Последний фактор немаловажен – уфимские татары были и пока еще являются постоянным источником «подпитки» татарской национальной интеллигенции. В контексте переписных баталий все проблемы, стоящие перед татарской нацией, так или иначе оказались связаны с этим регионом. Во-первых, именно в Башкортостане из-за действий башкирских этномиссионеров / этномародеров и поддерживающих их башкирских чиновников, ставящих целью переписывание значительной части местных татар башкирами, мы можем потерять наибольшее число своих соотечественников. Во-вторых, эти этномиссионерствующие круги, пользуясь административным ресурсом и хорошей финансовой поддержкой, не только пытаются превратить татар в башкир, но и активно работают по сепарации сибирских татар, подстрекают ногайских активистов (не отличающихся политической дальновидностью) с целью включения в их состав астраханских татар. В итоге возникают и другие проблемы: стремление переписать татар в башкир или разделить татарскую нацию на множество мелких групп (помимо сибирских татар, башкирские власти стремятся отделить от татар и мишарский субэтнос, создав для них отдельный историко-культурный центр, издав множество книг и пособий по ним). Разумеется, такие действия вызваны не банальным заблуждением – это на самом деле целенаправленные идеологические действия. Данная группа пользуется поддержкой как в уфимском «Белом доме», так и имеет моральную поддержку большой части башкирской интеллигенции, определенно болеющей реваншистскими настроениями. Несмотря на скорое разочарование башкирского общества деятельностью нового Главы, который первоначально приветствовался всеми без исключения башкирскими активистами как свой – «настоящий башкорт», в отличии от прежнего «татарина» Рустема Хамитова, внутриполитический блок Администрации главы РБ пытается играть на струнах вот этих настроений, ибо других успехов у республики нет. Отмеченные реваншистские настроения имеют ярко выраженную антитатарскую направленность, неслучайно поэтому за последние два года мы стали свидетелями множества как открытых скандалов («диктантный», переписной, установка стелл в татарских районах и др.) татарофобской направленности, так и латентных конфликтов (к примеру, ущемление прав татар при распределении грантов на поддержку родных языков, разрушение памятников татарской истории в г. Уфе, полное игнорирование интересов татар при формировании стратегии развития национального образования в республике), когда никто из известных представителей башкирской интеллигенции открыто не решился или не захотел (что в нашем случае практически равнозначно) осудить эту политику.
Северо-западный диалект
Одним из краеугольных моментов в политике башкиризации татар последних лет стало муссирование проекта по внедрению так называемого «северо-западного диалекта» башкирского языка. Она в основном была направлена на западную часть республики, где наиболее компактно проживает татарское население. Если в советские годы были манипуляции только с цифрами, то сейчас совсем иная картина – начался новый этап политики –демонтаж в этих районах татарского языка путем попытки подмены его северо-западным диалектом башкирского языка. Фактически – это стремление заменить один родной язык с другим. Такая политика уже направлена на будущие поколения, а именно, планируется подмена понятий в сознании людей. И будьте уверены, если все пройдет так, как задумано, без коренной перезагрузки деятельности татарских организаций, Всемирного конгресса татар и шире – Татарстана, нынешние переписные манипуляции покажутся нам только началом всего, а конечные итоги будут вызревать дальше.
Помимо того развернулась кампания по массированной пропаганде через государственные СМИ, ряд частных изданий, а также комплекса массовых мероприятий по продвижению идеи о том, что татарского народа вообще не существует, а на данной территории живут одни башкиры. Власти Башкортостана выделили на пропагандистскую деятельность в данном ключе многомиллионные гранты – это в довесок к финансовой поддержке, которая в предыдущие годы велась фондом «Урал». Главными публичными идеологами массированной кампании по промывке мозгов у населения стали такие личности, как Юлдаш Юсупов, Салават Хамидуллин, Искандер Саитбатталов, Азат Бердин, Азат Ярмуллин, а также ряд менее известных персонажей. Постепенно медийная активность указанных фигур и их личное участие стало несколько снижаться, видимо, по мере освоения выделенных многомиллионных грантов. Но их роль плавно перешла непосредственно к государственным структурам, таким как Министерства культуры, образования, Дом Дружбы народов, Всемирный курултай башкир и муниципальные власти на местах. Таким образом, вся государственная система Башкортостана стала работать исключительно на интересы одной только башкирской стороны.
Для противодействия такой оголтелой политике в Казани сформировалась группа татарских интеллектуалов под кураторством доктора исторических наук Дамира Исхакова. Позднее под действием этой группы к ней стали подключаться и ряд информационных изданий, а также ученые из академических институтов Татарстана.
Нашей группой было выпущено несколько сотен видероликов для ютуб каналов («Татары мира», «ТатПолит»), при участии её представителей отсняты телепередачи на телеканале «ТНВ», а также подготовлены радиопередачи на радио «Болгар». В них освещалась история татар, проживающих в Башкортостане, Сибири и в Поволжье. Также поднимались наиболее острые темы, связанные с переписями прошлых лет, формированием татарской нации и т.д. Была выпущена массовым тиражом (7,5 тыс. экземпляров) научно-популярная брошюра «Татары Башкортостана: История и современность». Журнал «Туган жир. Родной край» в рамках подготовки к переписи издал несколько спецвыпусков, посвященных татарам Башкортостана, Сибири, татарам-мишарям.
На одном только ютуб-канале «Татары мира» непосредственно по темам, связанным с переписным вопросом, было выпущено около 147 видеофильмов. Данный канал за короткий срок стал мегапопулярным. В работе на этом канале активное участие принимали журналист Ильнур Ярхамов, режиссер Ренат Хабибуллин, кандидат исторических наук Ильнар Гарифуллин. В качестве экспертов-комментаторов выступали доктора исторических наук Дамир Исхаков, Искандер Измайлов, Ильдус Загидуллин, кандидаты исторических наук Ильнур Миргалиев, Бахтияр Измайлов, ученые-филологи из ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова (О. Хисамов, Б. Миннуллин и др.), политтехнолог Руслан Айсин и многие др.
Большое значение сыграло и участие автора этих строк в передачах радио «Эхо Москвы в Уфе», самой популярной общественно-политической радиостанции в Башкортостане. Это был выход непосредственно на аудиторию из наиболее общественно активной части граждан данной республики. Особенно важно то, что в свете репутации этого медиаресурса, отличающегося своей неангажированностью и дающей возможность высказываться всем сторонам, это привлекает большое внимание общественности. Во многом благодаря активной работе в 2018 году на данной радиостанции удалось запустить короткую передачу «Говорим по-татарски», проект которой в дальнейшем успешно перекочевал на федеральную радиостанцию.
Разумеется, основа для всей указанной работы была создана еще раньше. Первым проблему фальсифицирования данных переписей в научном и публичном плане еще в конце 1980-х годов поднял доктор исторических наук Дамир Исхаков, который посвятил этому ряд научных изданий и публикаций в СМИ. В 2000-е годы фальсификацию переписи 2002 г. на основе анализа конкретных данных доказал этнолог Ильдар Габдрафиков. Но именно в преддверии переписи 2021 г. эта проблема была поднята на самый высокий уровень и об этом стали говорить даже федеральные СМИ.
Проблемы внутренние и внешние
Однако, не всё в борьбе татарской общественности в ходе данной переписной кампании было безоблачно. Во-первых, в нашей просветительской «вендетте» мы противостояли всей административной машине соседей – от аппарата главы Башкортостана, Министерств культуры и образования, и заканчивая муниципальными властями. Если подводить итог, то можно констатировать – под пустые разговоры о дружбе и сотрудничестве башкирские власти продолжали гнуть свою линию по башкиризации татар.
Но противостояние башкирским националистическим кругам могло бы проходить гораздо более успешно для татарской стороны в том случае, если бы с самого начала наблюдалась последовательность в позиции ряда СМИ Татарстана. В частности, наиболее противоречивую позицию занял новосозданный сайт «Миллиард татар». Это издание, входящее в объединение «ТАТМЕДИА», было отдано в руки экс-редактора электронного издания «Реальное время» Арслана Минвалиева. Данный персонаж, в свое время угробивший издание «Реальное время», на раскрутку которого были потрачены огромные средства, «прославился» тем, что на страницах курируемого им «Миллиарда татар» стали печататья материалы то с призывами «сдать татар» Башкортостана во «имя дружбы с башкирами», то публикацией самих башкирских националистов, утверждающих о честности прошлых переписей. При этом важно отметить, что в ответ на предложение нашей группы дать интервью с опровержением этих тезисов, редакция данного сайта ответила отказом, что весьма примечательно. В таком же духе были выпущены несколько материалов и в электронной газете «Бизнес онлайн». Но та хотя бы формально явялется частным изданием, а «Миллиард татар» – это государственное СМИ.
Электронный ресурс «Миллиард татар» организовало с десяток встреч «татарской и башкирской общественности». Встречи, это, конечно, хорошо, но какое отношение они собственно имели к нынешнему переписному противостоянию? На этих бесконечных, но по сути своей, пустых тусовках, отличился только редактор издания «Интертат» Рамис Латыпов, который пытался хотя бы как-то формулировать повестку татарской стороны. Остальные спикеры либо несли откровенную ерунду, либо говорили о чем угодно, но только не о сути вопроса. Попытки же башкирской стороны в лице ученого из уфимского ИЯЛИ Тимура Мухтарова обсуждать на подобных встречах реальную суть взаимных проблем, тонула в намеренном уводе модераторами в лице того же Арслана Минвалиева и его сподручного Тимура Рахматуллина от конкретного разговора. Последний, кстати говоря, в свое время активно пиарил в издании «Реальное время» башкирского этномародера – историка Салавата Хамидуллина, что тоже говорит о многом. Получилось, что главная суть всей деятельности указанного сайта – это непрофессиональная постановка национальных проблем татар Башкортостана. Безусловно, это надо расценивать как попытку увести разговор в сторону, довести её до абсурда и мелких склок.
К сожалению, уфимский филиал ВКТ в лице его руководителя Альфреда Давлетшина тоже не справился со своими задачами и от него в ходе переписной кампании толку никакого не было. Альфред Давлетшин оказался слишком молодым, совершенно не имеющим опыта общественно-политической деятельности, к тому же в качестве имама действующей мечети он вообще не подходил на должность руководителя названного филиала. Дело в том, что в российской практике все имамы – и тут Давлетшин не исключение – слишком зависимы от местных властей из-за того, что они привыкли получать от них мелкие подачки и верно служить интересам этих самих властей, хотя в конкретном случае с Башкортостаном интересы властей этой республики далеко не совпадали с интересами властей не только татарстанских, но и российских. Правда, Москва это все ещё сознает не в полной мере. Такого осознания со стороны федерального центра нет и потому, что татары Башкортостана в лице их официальных представителей вроде Альфреда Давлетшина склонны замалчивать существующие там проблемы татар (например, это было отчетливо видно на встрече с зам. руководителем ФАДН Михаилом Мишиным в феврале 2021 года). Отсюда понятно, что руководитель филиала ВКТ в Башкортостане должен иметь совершенно иной политический и общественный кругозор, а также обладать большим опытом практической деятельности в сложных условиях этой в республике. Ясно, что А. Давлетшин не соответствует этим критериям.
Но татарской общественности приложив большие усилия удалось добиться в этом году определенных положительных результатов. Прежде всего, был прорван информационный вакуум вокруг национальных проблем татар Башкортостана, разоблачена откровенная башкиризаторская политика властей этой республики. Подобное касается не только переписных вопросов, на самом деле проблема гораздо шире, просто перепись стала своеобразным зеркалом внутренней национальной политики соседей. Если раньше существующие проблемы в большей степени осознавались только самими уфимскими татарами, а в Татарстане воспринимались как неприятная, но в целом терпимая «головная боль», то теперь в целом ситуация несмотря на противодействие внутренних и внешних сил, стала меняться, пусть и со скрипом. Она, правда, пока мало меняется на уровне политических практик, но в сфере мировоззрения, общественного настроения, идеологии изменения начались. Само по себе непоследовательность действий татарской стороны, конечно, не может не огорчать. Но похоже, что на данном этапе это неизбежно, хотя ясно, что дальнейшее продолжение страусиной позиции «ничего не вижу, ничего не слышу» и принцип «умиротворения агрессора», ни к чему хорошему не приведут не только в отношении татарского вопроса в Башкортостане, но и в других аналогичных случаях, а они есть.
Далее, татары в Башкортостане получили хотя и призрачную, но надежду, что вот теперь уж Татарстан обратил внимание на их положение. Насколько эта надежда будет оправданной, покажет постпереписная жизнь. В некоторой степени складывающееся понимание ситуации в этой республике помогает преодолеть синдром выученной беспомощности, выработанный за долгое тридцатилетнее существование татар этого региона. Происходящее, как думается, немного поможет расшевелить парализованную из-за такой психологии коллективную волю уфимских татар, что особенно важно в условиях кризиса татарских общественных организаций, наблюдаемого в Башкортостане.
Усиленное информационное противостояние даже небольшой группы татарских активистов повлияло на аппетиты радикально настроенной башкирской стороны, корректируя их официальные планы по снижению численности татар, и, соответственно, росту в республике численности башкир. Например, вначале башкирские пропагандисты усиленно озвучивали идею о возврате в ходе переписи 2021 г. к показателям переписи 1897 г., когда башкир на территории Уфимской губернии якобы было 41 % (что вообще-то ложь), а татар вместе с сословными группами – не более 10–12 %. Однако, ближе к переписи эти «аппетиты» снизились до показателей 2010 г., что было объявлено тут же условной «программой минимум». Об ожидаемости в Башкортостане повторения результатов переписи 2010 г. вскоре заговорил и один из представителей группы башкирских этномародеров Азат Бердин, а председатель Всемирного курултая башкир Эльвира Аиткулова на собрании курултая башкир Миякинского района ещё весной 2021 г. поставила «задание» местному активу «хотя бы сохранить» результаты переписи 2010 г. Но тут, опять таки, очень важное место в ходе противостояния занимает позиция Татарстана, демонстрируемая через контакты официальных лиц. Если она будет твердой, то результаты переписи 2010 г. сохранить вполне реально, если же будет привычное в прошлом пустое самоуспокоение под лозунгом «все забыть и все простить, авось башкирские власти смилуются и сами пойдут на смягчение», то гарантированно численность татар в процентном отношении снизится до данных 2002 г., может статся и того хуже.
И наконец, четвертый положительный результат – акцентирование внимания к отдельным проектам по башкиризации татар через СМИ, озвучивание имен лиц, лично ответственных за эти мероприятия, что в итоге привело к череде их отставок. Так, после материала на сайте «Идель реалии» «И никакого местного самоуправления! Как музеи участвуют в башкиризации татар» (idelreal.org), в 2020 году был смещен со своего поста директор Национального музея Башкортостана Марат Зулькарнаев. А после скандала вокруг установки стелл, поднятого в ряде татарстанских СМИ и публикации материала-расследования об этом на данном сайте под названием «Не по тендеру стелла. Башкиризация татар споткнулась о госзакупки» (idelreal.org), своего поста лишился директор Дома Дружбы народов Ильгиз Султанмуратов, который лично подписывал документы по установке стелл с названиями башкирских племен в татарских районах Башкортостана.
Как видим, это был очень важный успех, он наглядно показал, что если бить конкретными документальными фактами, то башкирские власти будут вынуждены отдавать на «съедение» таких «засвеченных» лиц. Стало быть, в дальнейшем будет гораздо меньше желающих подписываться под подобные проекты, что, в свою очередь, расшатывает устойчивость всей конструкции политики башкиризации татар. Проще говоря, тут был наглядный урок – никто из участников политики «башкиризации» не застрахован от прямых последствий своих действий. Поэтому, максимальная публичность относительно ущемления прав татар в Башкортостане – это наша единственная правильная линия в данной ситуации.
Кстати говоря, экс-директор Национального Музея Марат Зулькарнаев был приглашен в качестве почетного гостя на так называемую «конференцию татарских краеведов» в Уфе в апреле 2021 г., куда путем интриг главы филиала ВКТ Альфреда Давлетшина не допустили многих татарских историков, в том числе и автора этих строк. Как выяснилось позднее, это было сделано по указанию башкирского «Белого дома». В такой ситуации позиция руководителя «Общество татарских краеведов» Республики Татарстан Альберта Бурханова в своем выступлении на данном мероприятии заявившего, что «мы – татарские краеведы, должны работать вместе с организацией башкирских краеведов, сотрудничать, а не конфликтовать с ними», звучит весьма странно. Напомним, что власти Башкортостана поставили упоминаемого выше Марата Зулькарнаева во главе именно этой самой организации, о которой упоминал Альберт Бурханов. Интересно, каким это образом, татарские краеведы, защищающие историю татарских сел от посягательств башкирских этномародеров, могут сотрудничать с организацией, которая как раз и занимается пропагандой башкиризации татар? Но это, несомненно, еще один показательный пример такого разнобоя в Татарстане и абсолютно недопустимого раскалывания общей линии на защиту интересов татар, проживающих в соседнем субъекте РФ.
Результаты переписи мы узнаем не раньше середины 2022 г., тем не менее благодаря этой кампании татарской общественности окончательно стало понятно, в чем именно главные наши недоработки по линии татар Башкортостана, куда надо двигаться после переписи и с чего начать. А начать надо с комплексного решения и выработки конкретной стратегии работы с тем же Башкортостаном, откуда, как мы отчетливо увидели, и исходят серьезные вызовы нашему народу.
№ 4, 2021