Сумма последних событий в России, связанных с Татарстаном, впечатляет своей нарочитой схожестью на какой-то лихо написанный сценарий, который может привести к серьёзным проблемам как для жителей республики, так и для всех татар в стране.

Посудите сами, уходящий 2022-й года в Татарстане запомнился яркой дискуссией как в обществе, в СМИ и в медиа, так и в стенах республиканского парламента о переименовании «президента Татарстана». Дискуссия тут велась между народом Татарстана, между татарской интеллигенцией и народными республиканскими избранниками с одной стороны и со всякими политтехнологами и федеральным центром с другой стороны. На фоне происходящей спецоперации на Украине это вообще выглядело как немыслимое давление на татарстанских депутатов, чтобы они побыстрее приняли поправки в Конституцию Татарстана. Хотя по логике, в сложные времена единое и внутреннее согласие ведь имеет особую ценность.

В тоже время, под самый занавес 2022-го года, в последних числа декабря публикуются данные по результатам переписи населения в России в 2020-2021 годах. И результат для татарского народа просто ошеломительный — количество татар сократилось на 600 тысяч человек. Численность народа нырнула ниже 5 млн человек. Да, все помнят, как коронавирус сковал жизни граждан в 2020-2021 годах и повлиял на процедуру переписи. Но тут тогда вопрос об организации самой переписи населения встаёт.

«Нужны ли России татары?»

А если добавить сюда ещё периодически вспыхивающиеся истории с инициативами установить в Казани памятник Ивану Грозному, отпраздновать Куликовскую битву как апогей в исторической победе московских сил над татаро-ордынскими воинами… А если добавить сюда ещё этноязыковой конфликт 2017-2018 годов, который для татар остро неприятен тем, что отныне право и возможность изучать свой родной язык в школе приходится выпрашивать через написание родителями заявлений… Это мы ещё молчим о невыносимых трудностях татар, проживающих за пределами Татарстана, в вопросе изучения своего родного языка в школах, в вопросе строительства мечетей, уважения к исторической памяти к своим дедам и предкам.

Если всё это суммировать, то перед простым татарином, причем вне зависимости от того, в Татарстане он живёт или в других регионах России, встаёт вопрос — а нужен ли вообще этот самый татарин России?
Нужно ли государству, чтобы татарин знал и разговаривал на своём родном татарском языке? Нужно ли государству, чтобы татарин помнил своих отцов, дедов и предков и то, какой непростой исторический путь его предки проделали с предками других народов России, чтобы сегодня жить в добрососедском мире и согласии? Нужно ли государству, чтобы память о предках татар было уважаемо и получило объективное признание значимости?

«Нужны ли России татары?»

Например, возьмём историю с результатами переписи населения в России. Процедура очень важная с точки зрения государственных целей, политики и планирования будущего. Однако есть конкретные сведения от татар из других регионов России, которые, узнав о сокращении численности народа, стали сетовать, жалуются и недовольны, что вообще к ним никакой переписчик не приходил.

Получается, каждый татарин лично на себе почувствовал бездарную организацию переписи, а значит и отсутствие внимания к его личности со стороны государства. А может кто и вовсе это растолковал как оскорбительный игнор? То есть, любой татарин теперь может убедиться в том, что государству не важна численность его народа? Не важен язык, не важна память, не важна численность… а нужна ли тогда стране республика Татарстан?

По факту, до объявления результатов переписи населения, всем татарам России было понятно, что в России Татарстан берёт на себя ответственность за всех татар, где бы они не проживали. Всемирный конгресс татар и Федеральная национально-культурная автономия татар ведь не просто так раскинулись сетями татарских организаций и автономий на просторах нашей страны. А что насчёт «сабантуйной дипломатии»? Да, в рядах татарской интеллигенции «сабантуйная активность» ВКТ вызывает раздражение. Ну а как ещё должна выглядеть культурная «мягкая сила» татар в России? Наверно пока только вот так.

Поэтому, накануне переписи населения, Татарстан также взял на себя ответственность в вопросе пропаганды и продвижения тезиса о необходимости участия татар всей России в этой самой процедуре. Отмечу, что вообще-то этим также должны заниматься госорганы статистики и учета, а также местные региональные и муниципальные власти. Получается, что татарину в России о важности переписаться говорят как минимум на одну сторону больше, чем другим жителям страны. Однако в итоге мы видим сотни сообщений татар в соцсетях, что до них не дошёл переписчик.

Сам по себе в голове простого обывателя-татарина формулируется справедливый вопрос — заботится ли государство России в том, чтобы татарин продолжал оставаться татарином и чтобы его народ цвёл и развивался?

«Нужны ли России татары?»

К сожалению, перечень тем, событий и историй, показывающих отсутствие внимания к татарскому народу со стороны федерального центра, в последние года только растёт. Скажем, по итогам этноязыковой дискуссии 2017-2018 годов высокопоставленные чиновники и депутаты Госдумы заявили о проекте Фонда по поддержке и развитию родных языков народов при президента России. Потом выяснилось, что внимания от этого Фонда к татарскому языку и к татарам не будет, что этот фонд создан для малочисленных и северных народов, которым тяжело поддерживать свою этноязыковую образовательную систему. А потом через СМИ выяснилось, что Фонду выделяются бессовестно маленькие деньги, которые к тому же ещё и умудряются разворовать. В итоге, за татарский язык в России опять отвечает только Татарстан со всей своей инфраструктурой, кадрами и специалистами.

Да, сегодня можно некоторых татар отвлечь позитивными событиями, в которых чувствуется рука помощи федерального центра. Например, празднование 100-летия образования Татарстана, празднование 1100-летия принятие ислама в Волжской Булгарии. Но, во-первых, эти позитивы по большей части касаются лишь татар, проживающих в границах Татарстана. Например, роль татар в образовании Башкортостана, то есть Башкирской АССР (по подобию ТАССР), до сих пор остаётся замыленной, затёртой и выкинутой на свалку, вне фокуса внимания. Хотя речь идёт о более чем миллионном этническом ядре, проживающем в соседней Татарстану республике.

Во-вторых, а что дало празднование 100-летия Татарстана и 1100-летия принятия ислама в Волжской Булгарии? Защитило ли празднование первого события сегодня Татарстан от лишения политической уникальности на карте России, помогло ли сохранить наименования «президент»? Да, на многих мероприятиях по празднованию 1100-летия принятия ислама из уст федеральных, московских гостей и спикеров звучали речи о важности ислама как традиционной религии в России, важность того, что ислам на территории России был принят добровольно. Но стали ли от этих речей жить легче татары в Москве и в Подмосковье? Решился ли многолетний вопрос со строительством в Москве новых мечетей? Как поживают сами московские татар, которые, кстати в столице и в области сократились на 75 тысяч человек?

Тут отмечены только магистральные, федеральные темы и проблемы, которые в фокусе внимания СМИ и которые известны большинству татар. А есть ещё локальные проблемы, с которыми сталкиваются татары на местах. Всё это неизбежно формулирует, укрепляет и подпитывает вопрос в голове каждого татарина: «А зачем мы вообще в России нужны как татары?». С сожалением приходится отмечать, что сокращается не просто количество готовых и умеющих отвечать на этот вопрос. Катастрофически сокращаются сами ответы на этот вопрос, а именно события, темы и явления, которые бы отражали положительные ответы на этот вопрос.

Источник: KazanFirst

Предыдущая статьяУрыс телен өйрәнергә чакырганы өчен, Казан имамнары Фәезхановны көферлектә гаепләгән
Следующая статьяТатары Афганистана просят пересчитать татар России
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя