3 и 4 апреля в залах НКЦ «Казань» собрались профессионалы и любители изучения истории родного края. II Всероссийский форум татарских краеведов собрал 380 делегатов. Из них больше половины — представители татарских диаспор за пределами Республики Татарстан. Какие решения приняты на форуме и кто сегодня занимается изучением родных деревень и истории татарских общин, разбирался корреспондент «Реального времени».
Найти деньги на издание трудов и помочь работать в архивах
2018 год объявлен Годом волонтера, о чем не устают сообщать федеральные и местные СМИ. При слове «волонтер» сразу представляются молодые люди, которые в свободное от работы и учебы в вузе время спешат принять участие в социальных и природоохранных программах. Краеведы не очень похожи на волонтеров из телевизора, но они тоже настоящие добровольцы и волонтеры. И это их год. Работающий человек, который находит время, пенсионер — находящий силы, чтобы регулярно сидеть в архиве, исследуя историю родного села, города, района или своей семьи. Они обивают пороги спонсоров, чтобы найти средства на издание трудов, или откладывают на это с каждой пенсии и зарплаты. Это люди, которые абсолютно безвозмездно выполняют важнейшую социальную функцию передачи исторической памяти.
Татарское краеведческое движение насчитывает сотни участников по всей России, включая регионы, которые с татарами никак не ассоциируются. Но у каждой из общин свое интересное прошлое. Задачи консолидации краеведов-татар в масштабах страны взяло на себя Всероссийское общество татарских краеведов, которое находится в процессе подготовки регистрации. Официально зарегистрированное Общество краеведов РТ и Всемирный конгресс татар создают условия для общения и повышения квалификации татарских исследователей родной старины в Казани.
— Кроме обмена опытом и общения, на этом форуме есть две главные темы. Во-первых, есть идея организовать фонд для поддержки издания книг на конкурсной основе. Во-вторых, активизировать работу с архивами. Мы планируем разработать удостоверения, которые станут для краеведов входным билетом в любой архив Татарстана. Для архивов в других регионах большую работу делает известный предприниматель Камиль Аблязов, сотрудники которого создают готовые описи всех дел, связанных с татарами в архивах Поволжья, — рассказал «Реальному времени» Рустем Гильмутдинов, руководитель отдела по краеведению Всемирного конгресса татар.
«Пустить корни на своей родной земле»
В одном из залов НКЦ «Казань» были выставлены работы краеведов: от роскошно изданных подарочных изданий до скромных брошюр. За каждой книгой — небольшая история, как человек находит опору в жизни, полагаясь на знание своих истоков. «Реальное время» побеседовало с некоторыми краеведами, уделив внимание гостям из-за пределов Татарстана, где государственной поддержки татарского краеведения нет, но проекты по локальной истории ведутся в самых разных направлениях.
Традиционно среди краеведов много людей преклонного возраста. Анвар Сулейманов — заслуженный работник культуры Республики Башкортостан из села Кенгер-Менеуз Бижбулякского района — больше 50 лет отдал журналистике. Работал в Уфе начальником отдела собкоров в газете «Кызыл тан» и в районных газетах. Еще во время журналистской карьеры ему доводилось много писать о своих выдающихся земляках, у которых, как он сам считает, учился жизни. Сейчас он издал несколько книг о земляках и продолжает писать о своем селе и соседних селениях. Книги изданы на башкирском языке, поскольку в Башкирии так проще пройти все этапы издания. Их герои — и татары, и башкиры, вошедшие в историю соседних республик и всей России.
— Когда я вместе с женой вернулся из Уфы в деревню, чтобы пустить корни на своей родной земле, то первое, что сделал, — это за свой счет обустроил родник. Родник — это самый близкий к нам источник жизни. Он называется «Энкэйлэр чишмесе» — «Родник матерей». Потом организовал семейный сабантуй для всей своей родни. Нас собралось 89 человек. Мы сами выступали. Было очень хорошо, потому что среди нас есть и артисты, и спортсмены. Всего в нашем районе около 10 татарских деревень. Есть у нас и народный театр, и фольклорный ансамбль «Ак калфак». Благотворитель-земляк помогает мне издавать книги, — рассказал краевед «Реальному времени».
Среди гостей форума из Башкирии было немало гостей, которым еще далеко до пенсионного возраста. Они сочетают краеведческую деятельность с ведением бизнеса и ищут новые интересные форматы.
Социальная сеть для татарских краеведов
Ильсур Ихсанов, владелец юридической фирмы в Уфе. Однако юридическое образование он получил как второе высшее. Первое образование получил на историческом факультете и до сих пор занимается историей родного края. Идея объединения энтузиастов, которые изучают историю родных сел, привела его к созданию социальной сети татарских краеведов avil.tatar.
— Десять лет назад я создал сайт родной деревни Сабаево Буздякского района Башкирии. Тогда молодые люди, выходцы из нашей деревни, решили восстановить сельскую мечеть. Сайт помогал привлечь людей к общему делу. После того как мечеть построили, с помощью Аллаха, необходимость в сайте отпала, и тогда же хорошее развитие получили социальные сети. В любую социальную сеть сейчас заходишь, и там есть деревенские сообщества. Последнее несколько лет односельчане переписываются в группах WhatsApp.
У меня появилась идея создать общую площадку для всех татарских краеведов, которые присутствуют в разных соцсетях или не присутствуют ни в одной. Чтобы каждый мог зарегистрировать там свою деревню, посмотреть другие, найти единомышленников, не отвлекаясь на другие темы, которых много в соцсетях. Чтобы добавить информацию о своем селе достаточно поставить отметку на Яндекс.Картах, написать название и когда основано. Дальше можно добавлять статьи, фотографии и другие материалы. Очень важно фиксировать исчезнувшие села. Запустили мы avil.tatar меньше года назад, сейчас у на сайте зарегистрировались около 80 краеведов. Проект я и мой товарищ-программист создали в свободное от работы времени. Будем развиваться дальше, — рассказал Ильсур Ихсанов «Реальному времени».
По мнению краеведа, сегодня в Башкирии именно село создает среду для сохранения и развития татарского языка. Также в Уфе действует татарская мечеть «Ихлас», где проповеди произносятся на прекрасном литературном татарском, есть татарский театр «Нур», есть воскресные школы и другие формы национальной самоорганизации, но этого очень мало для сохранения и развития народа. Фактически, в городе татарским владеют только выходцы из сел. Владеющий родным татарским, башкирским языком родившийся в городе человек — приятное исключение. Глобализация и активная урбанизация вкупе с выдавливанием национальных языков из школы приводит к снижению уровня владения родным языком. На сегодняшний день село еще как-то хранит язык и культуру народа.
Как сочетать успешный агробизнес с исследованием родного края
Ильшат Имангулов, автор двухтомного труда «Хроники Прикамья. Очерки по истории северо-западного региона Башкортостана» в 1000 страниц, не оканчивал исторический факультет. Учился в Уфе в Башкирском государственном аграрном университете. Занимался молекулярной генетикой. Краеведение пришло к нему вместе с работой на земле, когда он уехал из Уфы в родную деревню матери Купербаш Красноуфимского района.
— Я окончил агарный университет по пчеловодству и занимался молекулярной генетикой. Потом, когда умерли дед и бабушка, я встал на семейном совете и сказал, что хозяйство продавать не будем. Все брошу и перееду в деревню. Там я начал работать в районной газете. Потом стал собкором «АиФ» и «Российской газеты». Вспоминая то, что рассказывали мои дед и бабушка, начал копать историю деревни. Деревня маленькая — всего 40 домов. И все жители — это потомки пятерых детей одного человека. У нас единственная старинная мечеть к северу от Уфы, где не был срезан минарет. В 35-м году приходили активисты из сельсовета, чтобы уничтожить мечеть, но люди собрались и буквально своим телом закрыли. Это был 35-й год! Надо понимать, что за эпоха. Я два года сидел в архивах и 10 лет в фоновом режиме писал книгу. Ограничиться историей только нашего села не получилось. Документов очень много. Получилась история Прикамья с древнейших времен до 1964 года, — поделился краевед с «Реальным временем».
Прожив 10 лет в Купербаше, Ильшат Имангулов вернулся в Уфу. Сейчас занимается агробизнесом в сфере пчеловодства, но работу по возвращению исторической памяти родного края не прекратил и двухтомником по истории Прикамья не ограничился. Вместе с женой с 2012 года на свои и спонсорские средства проводит обучение детей из детских домов, инвалидов, престарелых и подопечных ПНИ народным ремеслам. Войлоковаляние, работа на ткацком станке, гончарное дело и другие. На помощь в этих мероприятиях приходит до 50 волонтеров. Параллельно вынашивает масштабные планы по возрождению родной деревни.
— Фельдшерский пункт закрыли, закрыли школу, молодежь разъехалась. Хочется поменять ситуацию. Пасека у нас уже есть. Но нужно создавать в деревне рабочие места и привлекать инвестиции. Для этого у нас есть и фермерские продукты, и возможности для агротуризма. Речка, лес, старинные мечети, — так видит будущее родной деревни Имангулов.
Татарская история Подмосковья насчитывает больше 500 лет
Дамир Юсупов, заместитель председателя Местной татарской национально-культурной автономии Коломенского района. Работает преподавателем английского языка. И хотя в Подмосковье живет около 10 лет, успел погрузиться в местную проблематику и опубликовать исследования по истории татарской диаспоры в Коломне. Увлечение прошлым во многом связано с семейной историей.
— Наша семья принадлежит к роду князей Юсуповых, но не православных, из числа которых вышло много выдающихся российских деятелей, а из мусульман. Мы сохранили веру, но потеряли все. Потомки Юсуповых живут в Пензенской области, в Башкирии, в Сибири. Разлетелись по городам и весям. В советское время всем этим не очень интересовались. Но традиции в нашей семье хранила бабушка. Она была очень интеллигентная, и Коран читала, и в политике разбиралась, и просвещенная была. Благодаря бабушке мы сохранили язык. Мы жили в Узбекистане. Я владею узбекским и казахским. Мой родной язык — русский. Но бабушка всегда учила: говори на каких угодно языках, но ты должен знать татарский, — рассказал нам Дамир Юсупов.
Большинство татар Коломны — это потомки переселенцев времен индустриализации. Они переселялись в Подмосковье из Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Однако первое татарское поселение на Коломенской земле возникло еще около 500 лет назад. Это село Черкизово на Москве-реке, где жили служилые татары, а сейчас там проводятся сабантуи.
Почему в Тюмени игнорируют историю сибирских татар
Из каких бы регионов ни приезжали делегаты форума, везде их работы служат сохранению татарской национальной культуры и исторической памяти. К сожалению, для решения многих задач одного энтузиазма не хватает. И там, где общественность сталкивается с политическим противодействием и неповоротливостью государственной машины, приходится ждать лучших времен и продолжать стоять на своем.
Характерный пример таких отношений привел гость из Тюмени Ришат Рахимов. В сравнении с народами ханты и манси, обладающих своим автономным округом, у коренной для Сибири и важной для истории татарского народа группы сибирских татар практически нет музеев. За пределами публичной истории Тюменской области остался татарский период истории Тюмени и всей Западной Сибири.
— Из нашей истории изъято как минимум 300 лет. Я понимаю, что это вопрос политический, и возникновение Тюмени отсчитывается только с момента прихода дружины Ермака. Непонятно почему так, ведь никто не считает город Кёнигсберг основанным в 1945 году. Все с уважением относятся к его истории. Почему же сибирские татары должны терпеть, что из нашей истории выкидывают сотни лет? — так Рахимов начал свое обращение ко Всемирному конгрессу татар с просьбой помочь в праздновании 800-летия столицы Сибири города Чимги-Тура в 2020 году.
Это только одна из проблем татарской диаспоры, которая была озвучена на II Всероссийском форуме татарских краеведов. Многие разговоры о прошлом так или иначе приводили участников форума к сегодняшним реалиям. Краеведческому движению удалось стать конструктивной формой национального движения, которая объективно служит этнической мобилизации и открывает большой простор для созидательной деятельности там, где лозунги с политических трибун заведомо обречены.
Источник: realnoevremya.ru