Разгадка тайны личности Саййида Ата и кто из татар может быть его потомком?

0
2
Кто же на самом деле принёс ислам в Золотую Орду Узбек-хана? Как же в реальности обстояло дело, действительно ли ведущей фигурой в исламизации Золотой Орды выступал Садыр-Ата? Являлся ли он Баба-Туклесом? Если да, то почему по отношению к этому человеку использованы два имени?
Автор — Дамир Исхаков
Разгадка где-то рядом
Тут нам, чтобы разобраться, не обойтись без привлечения к анализу некоторых других тюрко-татарских исторических сочинений, в частности, крымско-татарского автора XVIII в. Абд ал-Гаффара Кырыми (он был из клана Ширинов), написавшего труд «Умдет ал-ахбар».
В этом сочинении относительно принятия ислама при хане Узбеке прослеживается использование его автором названного выше труда Утемиша-хаджи, но там имеются и несколько оригинальных дополнений.
Во-первых, этот автор, обсуждая вопрос о роли потомков Едигея в Крымском ханстве, в качестве его предка в шестом колене называет Баба-Туклеса.
Во-вторых, предваряя изложение событий, имеющих отношение к принятию при хане Узбеке ислама в Золотой Орде, он сообщает о приходе «четверых благородных святых (азиз)», на которых
«снизошло божественное вдохновение, чтобы они проповедовали религию Мухаммеда хану Волги и населению Улуса Джучи (Идел ханина ве Улус-и Жучи) … Самый великий среди этих святых – [это] шейх Меджидуддин Ширвани из рода пророка, от сына Хазрет-и Али, известный учёный. Второй – из сыновей Мухаммеда бин Абу Бакра ас Сыддика-Баба Токлас шейх Неджибуддин. Третий – один из великих ханафитских учёных шейх Ахмед. И четвёртый был шейх Хасан Гюргани». Надо иметь в виду, что в переводе Девина Де Виза данного источника есть некоторые текстовые различия: к хану Узбеку четверо «святых» пришли от Надж ад-Дина Кубра; шейх Меджидуддин называется дедом (предком) «святого Саййида Яхьи», являвшегося потомком «святого Али и сейидом с безупречной родословной».
С данным пассажем рассматриваемого источника детально разбирался Девин Де Виз, отметивший, что появление там имени Саййида Яхьи Ширвани (ум. в 1463 или в 1465 г.), предстающего как один из исламизаторов Золотой Орды, являвшегося на самом деле важным звеном в родословной суфийского тариката Халвати – он считается его основателем – было связано с какими-то преданиями группы Халвати, действовавшей в XVII в. в Османском государстве и в Крыму, и видимо с его претензиями относительно причастности представителей этого тариката к исламизации Улуса Джучи.
Но заметим, что несмотря на такую модернизацию истории исламизации Золотой Орды при хане Узбеке, у Кырыми имена двоих «святых» из первоначального списка, фигурирующего, как думается, у Нуруллы ал-Хорезми, сохранились – это Баба Туклес (шейх Наджибуддин) и шейх Ахмад (Ахмед) из потомков Пророка Мухаммеда.
Последнее скорее всего не случайно.
А пока нам опять надо вернуться к тем четверым «святым», которые прибыли к хану Узбеку с особой миссией. Причём на одной из этих фигур – на Саййиде-Ата, следует остановиться отдельно. Сразу отметим, что линия Саййида-Ата была знакома, например, хивинскому хану Абул-Гази, приводящем имена Хакима-Ата и Саййида-Ата для объяснения положения Мунглика – верховного шамана монголов при Чингисхане.
При этом он писал, что тюркское «ата» обозначало «святых» (газиз кешеләр). Но других сведений, кроме упоминания имени одного из хивинских сеййидов – Назыйр-ходжи «из рода Саййида-Ата», находившегося в родстве с правителем Хивы Ильбарс-султаном, он не приводит.
Да хранит потомок-татар о предке своём — Саййиде-Ата
Поэтому, для дальнейших изысканий о Саййида-Ата нам придётся привлечь ещё один тюрко-татарский источник XVII в. – это сочинение Мухаммеда Касима Ризвани «Манакиб ал-ахйар» или «Макамат-и Саййид Ата-и», посвящённая своему отцу – сейиду Джалил ад-Дину Хорезми (ум. в 1607 г.). Они как раз происходили из рода Саййида-Ата.
Данное произведение также было изучено Девином Де Визом и далее мы воспользуемся его наблюдениями относительно содержания источника.
Однако должны заметить, что труды, посвящённые роду Саййида-Ата, существовали и раньше.
Во всяком случае, ссылку на некое сочинение под названием «Макомати хазрати Саййид Ота алайхир рахма ва-р-ризо», можно обнаружить и в работе Мирзо Улугбека «Дʼурт улус тарихи». А это означает, что Мухаммед Касим Ризвани мог опираться на более ранний труд о своём благородном роде.
Итак, что мы видим в сочинении Мухаммеда Ризвани?
Рассказывая о своём отце, автор источника местом его рождения называет «вилайет Хорезма и Хивы», прослеживая его родословную до «Хазрата Кутба ал-Худа (Hazrati Qutbe Hudâ) Саййида-Ата», бывшего, как он пишет, среди «великих шейхов тюрков».
Из рассказа Мухаммеда Касима Ризвани выясняется, что Саййида-Ата на самом деле звали Саййидом Ахмедом и он был современником знаменитого ходжаганского шейха Ходжа Али Азизана Рамитани (ум. в 736 г.x./1336), с которым был как-то связан. Затем следует уже знакомое нам сообщение о Саййиде-Ата и его сопровождающих (Узун Хасан-Ата, Садр-Ата и Бадр-Ата), поступивших в ученики Занги-Ата в Ташкенте.
Пройдя обучение, все четверо были отправлены своим шейхом Занги-Ата для выполнения определённой миссии, причём Саййид-Ата пошёл в Дешт-и Кыпчак, в «отдаленнейшие пределы Мангытов и Татар», где «через совершение чудес, привёл большинство узбекских ханов (akthar az Khānāt-i uzbekīyan) к исламу».
Источник отмечает:
«…Многие группы из ulusat-i uzbak va tatar приняли ислам благодаря его усилиям, и день ото дня ислам становился сильнее…».
Заметив, что между родом Саййид-Ата и ханами «узбеков» установились близкие отношения, в том числе и брачные, автор источника подчёркивает особую роль представителей данного рода во время праздников и советов, отмечая заодно, что «этот тарикат был влиятельным со времени Саййида-Ата [и остается таким] по настоящее время».
Наконец, он сообщает, что Саййид-Ата умер в Хорезме и похоронен там, и это место является территорией паломничества, где развеваются туги (бунчуки) из лошадиных хвостов.
Таким образом, можно считать установленным, что Саййид-Ата – это сейид Ахмад. Дополнительно об этом свидетельствуют материалы по казахской группе «Сейит кожалар», в чьих генеалогиях утверждается, что именно у Саййида Ахмада было прозвище «Саййид-Ата».
Баба-Туклес — это не Саййид-Ата
Существует, правда, проблема тождественности двух фигур «исламизаторов» Золотой Орды – Саййида-Ата и Баба-Туклеса. К мнению, что это один и тот же человек, склонялся, например, Девин Де Виз.
Однако, как мы полагаем, эти две фигуры смешивать нельзя, ибо в целом ряде случаев они выступают как самостоятельные личности. К тому же, некоторые детали источников позволяют отождествить Баба-Туклеса не с Саййид-Ата, а с Садр-Ата.
По казахской же генеалогической традиции Садр-Ата (Садыр-кожа, Садр-ад-дин) считался старшим братом Ахмада Ясави (отец их – Ибрахим-Ата, шейх Ибрахим).
Непонятно только, почему у Абдулгаффара Кырыми имя Баба-Токлеса передано в форме «шейх Наджибуддин». Но в любом случае Саййид-Ата, то есть шейх Ахмад, это отдельная личность, как можно думать, та историческая фигура, которая в записках о путешествии Ибн Баттуты в Золотую Орду в 1333–1334 гг. именуется «Ибн Абдель Хамидом».
Продолжение статьи можно прочитать, а также принять участие в обсуждении статьи, на Дзен-канале Дамира Исхакова (нажимать сюда)
Предыдущая статьяТатарский театр дал татарам высокую городскую культуру
Следующая статьяТатары — коренной народ в Башкортостане и в Западном Приуралье
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя