Потомки татарского вотчинника Исергапа Солтанаева в Татарстане и Башкирии не башкиры, а татары

0
0
В статье проанализированы договоры вотчинников о припуске татар разных сословий, а также рассматриваться численность и состав населения на основе материалов ревизских сказок. Среди вотчинников было большое количество представителей рода Исергапа Солтанаева, о чем свидетельствуют родовые тамги, ставшие объектом пристального внимания. Этот род не ограничивается деревней Исергапово; некоторые ее представители были обнаружены, например, в д. Абдулово (ныне Ермекеевского района Республики Башкортостан).
Автор — Тагир Каримов
Формирование населения Исергапово и его сословный состав
Основными земельными документами вотчинников деревни Исергапово считались грамота кыр-еланцев 1574 (7082) г. и ранее упомянутый документ, датированный маем 1749 г.
В период с 1816 по 1834 г. количество душ мужского пола в данной группе населения увеличилось со 111 до 195 человек.
Другой группой населения Исергапово были «припущенники-башкирцы», поселившиеся по договорам с вотчинниками Кыр-Еланской волости от 24 июля 1749 г. и 12 января 1783 г. (первый договор также был связан с вотчинниками деревень Уязытамаково, где его хранил Абиш Каипбердин). С 1816 по 1834 г. число душ мужского пола в этой группе населения возросло с 37 до 51 человека.
Третью группу населения Исергапово составляли татары тептярского сословия. К моменту VIII ревизии к «тептярям» были приписаны еще 2 души муж. пола. Всего «тептярей» было 14 душ муж. пола (в 1816 г.), позднее – 24 души муж. пола по VIII ревизии (1834 г.).
Четвертой группой населения д. Исергапово были ясачные татары, заселившиеся по договорам с вотчинниками Кыр-Еланской волости от 17 июня 1761 г. и 12 января 1783 г.
Кроме них было еще 14 душ муж. пола, которые ранее числились купцами в городе Белебее, но по указу Оренбургской казенной палаты от 26 июля 1795 г. стали жить в Исергапово.
Последняя группа требует частичного пояснения. По окончательным данным, по сказкам VII ревизии было 37 душ муж. пола ясачных татар и 7 соответственно служилых татар. К VIII ревизии «ясашных татар с переименованием и служилых» насчитывалось 51 душа муж. пола.
Мы вернемся к этой группе чуть позже для более детального рассмотрения.
Таким образом, население Исергапово состояло из татар башкирского и тептярского сословий, ясачных и служилых татар. Единственная разница между ними заключалась в размере принадлежащей им земли; вотчинники имели явное преимущество.
Копии вышеуказанных документов были приложены к показаниям (свидетельствам) от 18 ноября 1847 г., переданным чиновнику («стряпчему») по «делам башкирцев и мещеряков» Сокурову, заверенным подписями и родовыми тамгами представителей всех 4 групп населения д. Исергапово. В них Габдрахман Габдулсалямов и Габдулбашир Габдрахманов, входящие по нашей классификации в 4-ю группу, называются белебеевскими купцами 3-й гильдии.
Однако в ревизских сказках нет сведений об их данном статусе.
Далее рассмотрим документы, названные и предъявленные населением всех 4 групп как свидетельства своих прав на землю в Исергапово.
Вотчинники предъявили чиновнику Сокурову выписку, выданную Казанской губернской канцелярией в мае 1749 года. Как мы указывали ранее, документ был выдан по ходатайству вотчинников Кулбая Таныева, Муртазы Кулчубаева (из д. Бишинды) и Исергапа Солтанаева (из д. Исергапово), и заменил утраченную грамоту 1574 (7082) года, которая была основным земельным документом их предков.
«Башкирцы-припущенники» подтвердили свое право на землю в Исергапово договорами от 24 июля 1749 г. и 12 января 1783 года. Мы уже говорили о сути первого договора, который касался припуска вотчинниками Кыр-Еланской волости «тептяра» Тепича Уразаева, зятя Исергапа Солтанаева.
Судя по всему, в результате этого договора он стал «башкирцем-припущенником».
В договоре от 12 января 1783 г. указано, что вотчинники Тынламасской тюбы Кыр-Еланской волости согласились разрешить мулле Исмагилу Якупову поселиться в их вотчине при условии предоставления им определенных выплат.
За это разрешение они получили от муллы 6 рублей и обязали его платить 15 копеек ежегодно. Если отец отделится от сына, семья должна платить 5 рублей плюс дополнительно 15 копеек ежегодно. Если кто-то из них хочет поохотиться, он должен платить 25 копеек ежегодно.
Разрешалось пахать пашню в необходимом количестве для хозяйственных нужд, заготавливать древесину (но не продавать ее), а также косить сено и собирать хмель.
Договор переведен на русский язык, однако отсутствуют имена и родовые тамги вотчинников, присутствующие в оригинале. Позднее сыновья Исмагила Якупова будут зафиксированы в ревизском списке д.Исергапово 1816 г. как «башкирцы».
Земельный документ «тептярей» представлял собой договор, написанный на простой бумаге и нигде не засвидетельствованный. Вот фрагмент договора:
«Уфимского уезду Казанской дороги Елановой волости команды старшины Бикколова и команды старшины же Ширимова Елановой же волости и Танламасовой волости же асабе взяли денег три рубли оброк Уфимского уезду Казанской дороги Байляровой волости команды старшины Суюндокова д. Исергаповой от татар Галея Бикметова, считая с 1743 года с каждого двора получать нам по 15 копеек оброку впредь дозволили детям и внучатам также и им тому платить же, /дозволили/ владеть сенные покосы и пахотную землю, для строения лесную угодьи рубить и зверей ловить и хмель щипать и рыбными ловлями довольствоваться. В том для уверення сей татарский договор и дали в том умеющие руки, а не умеющие тамги свои приложили при свидетелях».
Далее названы сотник Гумер Алкин, Усман Касимов, мулла Башир Касимов (из д. Заитово), Усман Смаилов, Салих Якупов (д. Якупово), Байдаш Аитов, Ибрагим Маметкулов, Кадырмет Уразметев (д. Кызыльярово), Рыскол Шарипов, Иштубай Ишмурзин (д. Каратово), Искендер Солтанов, Сулейман Сулюков, Абдул Утяшев (тамга основателя деревни), Зяппар Абдулов (другая тамга), Мусагит Мустафин (д. Исергапово).
Здесь же даны тамги Кадырмета Уразметева, Исмагила Алдарова из д. Кызыльярово, которые, по нашим сведениям, не являются вотчинниками. Сыновья татарина Галия Бикметева будут записаны в ревизской сказке д. Исергапово 1795 г. как «тептяри» под фамилией Галеевы.
В заключение рассмотрим договоры ясачных татар, заключенные с вотчинниками. В 1753 г. вотчинники Тынламасской тюбы Кыр-Еланской волости разрешили Ибрагиму Надырову, Мухарряму Мансурову и Биккулу Имангулову жить в д. Исергапово при условии уплаты оброка в размере 4 рублей за двор.
Также от них требовалось платить годовую арендную плату («оброк») в размере 15 копеек и выполнять определенные условия, например, не продавать собранный хмель.
Этот документ также устанавливал условия для последующих поколений, глася, что в случае отделения сына от отца он должен будет выплачивать вотчинникам единовременную выплату в размере 3 рублей и сверх того платить 15 копеек ежегодно. Здесь же сообщается, что для подтверждения своей личности «башкирцы» приложили к документу свои тамги.
В документе не говорится о сословии припущенников, но их сыновья в 1816 г. будут показаны ясачными татарами, «исправляющими лашманскую повинность».
О рассматриваемом договоре 1753 г. мы знаем из документа от 12 января 1783 года. Изучение другого договора от 17 июня 1761 г., который нам предстоит рассмотреть, позволит нам точно определить имена припущенников.
Другое значение документа от 12 января 1783 г. состоит в том, что он содержит подписи и родовые тамги Мустая Юсупова, Ягофера Абдулова, Мусагита Мустаева, Салима Абдулова, Сагита Мустаева, Юлдаша Искендерова, сотника Ишмета Заитова, Мустая Муртазина, Рафика Надырова, муллы Валита Абдулова, Умряка Абдулова, Кулшарипа Сулейманова, Кулчума Сулейманова, Абдулкарима Юлдашева, Балтача Юсупова, Тимера Абдулова, Балты Ибраева, Ильяса Искендерова, Аккулая Ахмерова, Амина Нурметева, Мукмина Сырметева, Нагимана Аминева, Юлдаша Тимерова.
Среди названных большинство – вотчинники Исергапово. Сотник Ишмет Заитов – уроженец деревни Заитово и сын основателя деревни, его сыновья Бикбатыр, Токтамыш, Юртбагыш Ишметевы будут названы в ревизской сказке этой деревни 1816 года.
Позже д. Заитово будет называться Верхнее Заитово; в 1940 г. упразднена в связи с включением в состав рабочего поселка Октябрьский (город с 1946 г.).
Следующий документ – договор от 17 июня 1761 г., касающийся уже упомянутых в договоре 1753 г. припущенников. Вотчинники Исергапово Искендер Солтанаев, Мустай Юсупов, Егафер Абдулов, Сюлейман Сюлюков из команды старшины Беккула Нурбакина с согласия жителей припустили служилых татар Мансура Тявлиева (из д. Корса), Надыра Алмякова (д. Куюк) Арской дороги и Беккула Имангулова (д. Кубян; в источнике «Кубям») Алатской дороги для проживания в своей деревне на полноправной основе. Однако новопоселенцы должны были платить оброк за пользование землей, дровами и сеном. Сумма оброка составляла 15 копеек с каждого двора в год.
Ранее, анализируя документ 1743 г., мы заметили одинаковые родовые тамги у Искендера Султанаева, Сулеймана Сюлюкова, Абдуллы Утяшева и Мусагита Мустаева, что позволило говорить об их родстве. Теперь к этому списку можно добавить Егафера Абдулова, который использовал точно такую же тамгу.
В целом рассматриваемые договоры являются важным источником информации о социально-экономических отношениях и условиях жизни населения в ту эпоху. Они позволяют понять, как люди заключали сделки, какие условия были установлены, какие права и обязанности были закреплены за сторонами. В договорах также отражены менталитет и культурные особенности татарского народа, его отношение к собственности, труду и долгу.
Изучение договоров помогает исследователям воссоздать картину жизни и быта населения д. Исергапово в прошлом, локализовать экономические и социальные процессы, происходившие в обществе. Кроме того, это позволяет выявить особенности развития правовой культуры и системы отношений в данном регионе.
Таким образом, договоры являются важным источником для изучения истории и культуры населения, позволяющим понять их образ жизни, ценностные ориентации и экономическую деятельность.
Население деревни Исергапово по ревизским сказкам
При рассмотрении договоров мы обращали внимание на состав населения и подчеркивали, к каким татарским сословиям оно принадлежало, а также частично приводили сведения из ревизских сказок. Для воссоздания полной картины обо всех категориях населения д. Исергапово важно провести более детальное изучение ревизских сказок.
Ревизский материал о татарах башкирского сословия сохранился лишь с 1816 г., поэтому сначала рассмотрим сведения о татарах других сословий по документам за период с 1762 по 1811 год. Начиная с середины XVIII в., население деревни Исергапово пополнялось и увеличивалось за счет татар других сословий.
В разные годы (с 1748 вплоть до 1759 г.) сюда переселилось 13 ревизских душ. Это служилые татары д. Верхняя Корса (во главе с Мансуром Таблеевым) сотни Сюлеймана Иштерякова Арской дороги (перешли в 1751 г.), д. Кубяново сотни Абдуловой Алацкой дороги Казанского уезда (время переезда не показано), д. Тогаево сотни Бикаша Перина Аринской дороги Синбирского уезда (перешли в 1759 г.) и ясачные татары из д. Шермалы (Шарламы. – Т. К.) сотни Коски Янклычева Арской дороги Казанского уезда (в 1748 г.).
Ранее имя Мансура Таблеева упоминалось в договорах 1753 и 1761 годов.
В документе V ревизии (1795 г.) это население (14 душ муж. и 16 душ жен. пола) показано ясачными татарами. У Мухарряма Мансурова (1741-1794 гг.) была жена Зябига из д. Корса «Арской округи». Последний факт говорит о продолжающемся сохранении связей с Заказанским краем.
Здесь же отдельно зафиксированы служилые татары (5 душ муж. и 2 души жен. пола; семьи Салима Муксинова и Байряша Султаналиева).
Всего татар обоих сословий насчитывалось 19 душ муж. и 20 душ жен. пола.
К 1795 г. в д. Исергапово поселились также служилые татары деревни Дюсметево «Оренбургской округи» в количестве 4 души муж. и 7 душ жен. пола, представители одной семьи (братья Абдрахман, Абдулкарим и Тагир Абдусалямовы). Их появление связано с тем, что Абдрахман Абдусалямов был назначен «указным муллою и муктасипом» в д. Исергапово 1 июля 1791 года.
Согласно документу 1811 г., у 47-летнего муллы были сыновья Абдуллатиф (21 год) и Габдулгали (15), а его братья скончались, не оставив потомства. Документ содержит изящный почерк муллы на старотатарском языке.
В ревизской сказке 1795 г. также записаны «тептяри» Абдрахим (43 года; двоеженец), Рахматулла (25; двоеженец) и [Ток]фатулла (16) Галеевы, всего 6 душ муж. и 8 душ женского пола. Они сыновья уже упомянутого татарина Галия Бикметева.
Мужская часть этого рода к 1811 г. увеличилась вдвое (12 человек команды старшины Рахметуллы Балтина).
Продолжение статьи можете прочитать и принять участие в его обсуждении на личном Дзен-канале Дамира Исхакова —
Предыдущая статьяКак на просторах Евразии возникло одно из самых могущественных империй татар — Золотая Орда?
Редакция
Редакционная коллегия журнала "Туган җир" и сайта Всетатарского общества краеведов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, впишите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя